Вспоминая облик украинского ралли десятилетней давности, нельзя обойти вниманием ралли «Буковина» – одно из самых ярких и противоречивых соревнований того времени.
Бытует мнение, что гравийные карпатские дороги настолько подходят для классического ралли, что, кажется, созданы самим Богом именно с этой целью. Знаменитые перевалы Шурдин и Нимчич составляли основу ралли «Косов» еще в советские времена – и эта гонка, безусловно, была жемчужиной чемпионата СССР. И хотя с развалом коммунистического государства ралли на несколько лет покинуло Буковину, его возвращение на горные перевалы было, скажем прямо, вопросом времени.
Момент для возрождения настал в 2005 году, когда Черновицкий автоклуб впервые за годы Независимости провел ралли «Буковина» в статусе этапа Кубка Украины. Низкий статус и отсутствие правильной рекламы привели к тому, что состав на гонке собрался крайне малочисленный – достаточно сказать, что победу тогда одержал Руслан Кучер на автомобиле ВАЗ 2108. Однако тогдашний комитет ралли, возглавляемый Андреем Александровым, высоко оценил потенциал буковинского ралли и уже на следующий год включил его в календарь чемпионата страны.
Реакция спортсменов на гонку 2006 года была настолько восторженной, что прямо в ходе сезона было решено вернуться на эти дороги еще раз, осенью (то соревнование получило название «Золотая Осень Карпат»). В ходе нескольких следующих сезонов конфигурация ралли то и дело менялась – к примеру, перевал Нимчич достаточно быстро из маршрута выпал, – но спецучасток, проходящий по Шурдину, оставался неизменной составляющей «Буковины» из года в год.
Подробнее: интересные факты из истории буковинского ралли
В итоге, к 2010 году буковинское ралли приобрело такой вес в раллийном обществе, что ему было доверено открыть чемпионат страны – это произошло ровно 10 лет тому назад, 15 и 16 мая 2010 года. В маршрут ралли, помимо легендарного Шурдина, были включены также два спецучастка в окрестностях Черновцов (один из них – совершенно новый), а также городской супер-спешиал в самом областном центре. Отметим при этом, что упомянутый городской доп был запланирован на вечер первого дня – то есть, обещал быть зрелищным приключением, как и всякий ночной спецучасток.
Подробнее: превью ралли «Буковина» 2010 года
Открывающая сезон гонка, как всегда, собрала интересный, хоть и средний по численности, состав участников – 32 экипажа, среди которых 12 выступали на полноприводных автомобилях. Среди дебютантов числились три команды – киевская KOSA Racing, одесская Sana Plus Rally Team и харьковская XADO Motorsport, а также ряд «частников». Так, впервые на полноприводном Evolution стартовал известнейший Николай Соболев, новые машины презентовали Степан Мазур, Инесса Тушканова, Руслан Кучер и Ярослав Кадученко.
Увы, интриги в борьбе за победу в этой гонке не было и близко. Лучшие времена на всех спецучастках, лидирование от старта до финиша и вполне логичная итоговая победа – все эти достижения записал на свой счет безусловный фаворит украинского ралли тех лет, Александр Салюк-младший. Троице его преследователей – Валерию Горбаню, Юрию Шаповалову и Юрию Кочмару – оставалось только выяснить между собой, кому достанутся два оставшихся призовых места; и в этом споре верх одержали более опытные Шаповалов и Горбань.
Подробнее: обзор ралли «Буковина» 2010 года
Впрочем, ко всеобщему сожалению, основное внимание раллийного сообщества было приковано не к спортивной борьбе – а к организационной составляющей, которая неожиданно оказалась крайне слабой. Все началось с полуторачасовой задержки старта и последовавшей за этим отмены спецучастка «Солнечная Долина» (причиной стало банальное опоздание на свой пост бригады «Скорой помощи»). Мало того, сдвинувшийся график вынудил организаторов отказаться от проведения вечерних городских допов, что тоже не добавило позитива к оценкам зрителей.
Однако квинтэссенцией негативных событий той «Буковины» стала авария Руслана Кучера, произошедшая на одном из спецучастков первого дня. Достаточно быстро достоянием гласности стали весьма неприглядные подробности – катастрофически долгое ожидание прибытия врачей, неукомплектованность их автомобиля, неудовлетворительная работа служб безопасности… Все перечисленное привело к тому, что по окончании гонки большинство ее участников обратились в Автомобильную Федерацию с открытым письмом, где призвали руководителей ФАУ обратить внимание на вопросы безопасности и медицины.
Подробнее: Письмо спортсменов в ФАУ от 21.05.2010
Сложно сказать, сыграло ли это письмо свою роль в дальнейшей судьбе буковинской гонки – да только, начиная с 2011 года, ее организацию взяли на себя совершенно другие люди: Валерий Горбань, Оксана Александрова, Михаил Лойленко. Соревнование, получившее название «Александров Ралли», проводилось три года кряду – и навсегда осталось в истории украинского ралли, как образец качества и профессионализма. Что же касается бренда «Буковина», то его пытались возродить дважды – в 2014-м и 2017-м годах, – однако обе попытки были, увы, неудачными…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Некрасов, Лариса Мищанчук