Раз уж к нам пришла настоящая зима, давайте вспомним, что представляло собой первое по-настоящему зимнее ралли в украинской истории.
Ясное дело, внимание болельщиков сейчас, в первую очередь, привлекает более актуальное событие – учебно-тренировочный сбор «Зимние Вершины», который пройдет во Львовской области завтра и послезавтра. Согласно сайту организатора, Галицкого автоклуба, участие в нем планирует принять семь весьма интересных экипажей – и мы непременно расскажем об этом мероприятии в ближайшие дни. Но поскольку за последние дни Украину аккуратно засыпало (и продолжает засыпать) снегом, наши ностальгические воспоминания оказались как нельзя более кстати.
Итак, почти ровно 13 лет тому назад, 15 и 16 февраля 2008 года, в Черновицкой области прошло первое в украинское истории зимнее ралли, которое называлось «Буковинская Зима» и имело статус первого этапа Кубка ФАУ по ралли-спринту. Ваш древний (хотя по-прежнему еще не седовласый) автор побывал на нем собственной персоной, что и отразилось тогда в довольно многословном репортаже. Да-да, в 2008 году статьи такой длины еще читали))).
Здесь нужно сделать небольшое историческое уточнение. Формально первой зимней раллийной гонкой в Украине было ралли «Киевская Зима», прошедшее в декабре 2006 года. Но слово «формально» тут использовано не зря: хоть по календарю это и была зима, покрытие той гонки было гравийным, а не снежным; поэтому считать «Киевскую Зиму» полноценным зимним ралли мы не можем.
Итак, вернемся на Буковину. Что можно выделить из тех воспоминаний сейчас, по прошествии чертовой дюжины лет? Ну, во-первых, то, что вопрос наличия или отсутствия снега и тогда стоял на повестке дня очень остро. Настолько остро, что организаторы даже подготовили два альтернативных маршрутных листа – один с использованием перевала Шурдин, другой – без него. В итоге снег, хоть и в небольшом объеме, но выпал, и для гонки был задействован маршрутный лист №2, с равнинными спецучастками около сел Милиево и Карапчив.
Статус Кубка ФАУ не был чем-то мега-престижным – однако на гонку, тем не менее, собралось больше двадцати машин, причем из них всего четыре были полноприводными. В контексте истории, наверное, забавно вспомнить, что это была дебютная гонка в карьере известного ныне штурмана, абсолютного чемпиона Украины Александра Островского (кстати, он и его коллега Андрей Николаев – единственные из того пелотона, кто завтра примет участие в «Зимних Вершинах»). Своеобразным дебютом стала «Буковинская Зима»-2008 и для двух пилотов Tsunami Rally Team, Игоря Сторчака и Руслана Кучера, которые именно тогда впервые синхронно стартовали на кит-карах Lada 2112 Super1600.
Победу в том соревновании достаточно предсказуемо одержал Владимир Петренко, уже тогда бывший одним из самых опытных раллистов Украины. В моноприводе блеснул Игорь Сторчак, сходу показавший, что кит-кар в его руках будет способен на многое – одессит финишировал третьим в абсолюте! Ну, а самый плотный финиш был зафиксирован между напарниками по команде Elita Sport, Александром Фельдманом и Александром Решетиловым – в итоговом протоколе их разделили 0,9 секунды (правда, с учетом штрафа, полученного Фельдманом за фальстарт на одном из СУ).
Впоследствии ралли «Буковинская Зима» прошло еще всего один раз, в декабре 2009 года (его, кстати, тоже выиграл Петренко – и о той гонке вы тоже можете почитать у нас на сайте). С тех пор зимние ралли в Украине на профессиональном уровне не проводились аж до 2015 года, когда инициативу перехватил Галицкий автоклуб, организовавший первую кубковую гонку «Зимние Вершины». Собственно, на эти вершины мы и обратим все свое внимание в ближайший уикенд…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Некрасов, Лукьян Турецкий