Возвращение одного из быстрейших пилотов страны в пелотон, причем на полном приводе, не могло остаться незамеченным – и сегодня мы общаемся с Ярославом Кадученко.
Поклонники и друзья в большинстве случаев называют его ласково – Ярик; чуть реже встречается прозвище «Яри-Матти», проводящее ментальную параллель между Кадученко и Латвалой. С тех самых первых дней, когда киевлянин начал стартовать в любительском ралли, его талант и скорость стали очевидны для всех, кто хоть сколько-нибудь разбирается в автоспорте. И, конечно же, каждое появление Ярослава на трассе с тех пор стало вызывать исключительно положительные эмоции.
Впрочем, сам Кадученко не всегда получал от своих стартов один лишь позитив. Пожалуй, самые неприятные его воспоминания связаны с двумя гонками, проведенными в 2013 году на полноприводном Mitsubishi Lancer Evo IX в составе 77 Rally Team. В первой гонке в Мариуполе Кадученко сошел из-за поломки переднего дифференциала; ну, а затем начисто списал «эвик» в результате жуткой аварии на львовской «Галиции». С тех пор о появлении Ярослава за рулем полноприводного автомобиля говорили исключительно с мечтательным оттенком – эх, вот если бы, да теперь уж вряд ли…
Но вот это случилось. После трагической гибели Алексея Долота его друзья решили, что лучшим способом почтить память товарища будет стартовать на его машине в ближайшей из гонок. Сказано – сделано: Ярослав Кадученко и Дарья Бакай проехали всю дистанцию мини-ралли «Экспресс Авто», заняв по итогу пятое место в абсолютном зачете и классе Р8. Естественно, именно с этого мы и начали свой разговор с многократным чемпионом Украины по ралли Ярославом Кадученко.
«Ралли в Украине»: Скажи честно, Ярик. Наверняка ведь, держа в голове свой полноприводный опыт, к тому же учитывая все психологические нюансы данной ситуации, ты должен был хоть немного бояться выходить на старт на Лешином автомобиле. Так ли это было на самом деле?
Ярослав Кадученко: На самом деле, мне было очень тяжело – и морально, и физически. Во-первых, тот опыт езды на полном приводе, который у меня был, я даже опытом не считаю. Ну сколько я там проехал? Пару допов в Мариуполе, пару допов во Львове… Я даже не успел почувствовать, что такое полный привод, что с ним делать и как его приручить.
Сейчас было то же самое – мы стартовали практически без тестов; может, километров пять проехали перед стартом, чтобы хотя бы понять, где находятся педали и куда тянуться за ручником. И в этом плане мне было очень тяжело. Скажу тебе откровенно, к середине первого допа я почувствовал, что устал.
«Ралли в Украине»: Физически устал, мышечно? Или пропала концентрация?
Ярослав Кадученко: Представь, что ты бегун. Ты привык бегать по десять километров каждый день, и они даются тебе легко. А потом попробуй не бегать пару лет – и что будет? Ты не пробежишь и пары километров в том темпе, как раньше.
Точно так же и в ралли. Большую часть гонки я ехал, как будто на переднем приводе. Я проходил повороты вкатыванием, я держал тот темп, в котором ехал бы на моноприводе. И только на последних двух спецучастках я начал понимать, как можно управлять полноприводным автомобилем, и какие возможности он предоставляет.
«Ралли в Украине»: Прости, пожалуйста, Ярослав, но глядя на твои времена на спецучастках, мне показалось, что они были очень ровными, близкими друг к другу. Как по мне, то тут может быть только две причины: либо ты не мог ехать быстрее, либо сознательно удерживал себя в определенном темпе. Какая из версий правильная?
Ярослав Кадученко: Безусловно, самой главной задачей на эту гонку был финиш. Скажу больше: я ехал так, чтобы не просто не разбить машину – а чтобы ее даже не поцарапать. Я не опирался на бруствера (чего, в принципе, я и так обычно стараюсь не делать), я ехал строго по траекториям, без малейшего риска. Всякий раз на сервисе все мои друзья, все те, кто был неравнодушен, говорили – ты отлично едешь, не ускоряйся, продолжай точно так же. Я старался выполнить эту задачу; и я ее выполнил. Машина приехала на финиш без единой царапины.
«Ралли в Украине»: И все же, как считаешь – при желании мог бы снять со своего времени еще секунду с километра?
Ярослав Кадученко: Послушай, я очень не люблю хвастливых высказываний. Вот есть люди, которые говорят – пустите меня, я сейчас всех объеду. Я так не люблю и не умею. Секунду с километра я проигрывал лидеру гонки, и это довольно много. Но, говоря объективно, я понимаю, где я мог бы найти полсекунды с километра. Это не позволило бы мне выиграть, но, как мне кажется, побороться в тройке призеров я бы мог.
Кроме того, ты ведь не знаешь – а у нас в ходе гонки тоже не обошлось без технических проблем. На одном из спецучастков у меня обрезало привод – это произошло в зрительской зоне, после прыжка на трамплине. Соответственно, больше половины допа я ехал, грубо говоря, на трех колесах.
«Ралли в Украине»: Сколько ты проиграл сам себе на этом допе?
Ярослав Кадученко: Восемь секунд. Кстати, забавно, что Даша увидела в этом позитив – вот, мол, смотри, как мало ты проиграл сам себе без привода. А я подумал – ну да, прекрасно, но это означает, что на предыдущем допе я ехал абсолютно кошмарно)))…
«Ралли в Украине»: Кстати, о Даше. Эмоционально ее появление в экипаже вполне понятно – ведь, как пилотесса, она стартовала и с Тарасом Колесником, и с Лешей Долотом. Но вот как ко-драйвер Даша, мягко говоря, весьма неопытна – ведь это был всего второй ее старт… Твое мнение о работе штурмана в прошедшей гонке?
Ярослав Кадученко: Лучшая оценка – это когда пилот не задумывается о том, хорошо или плохо работает штурман. Он просто звучит, как внутренний голос, и все тут. И о Дашиной работе я могу сказать именно так: мне было абсолютно комфортно.
«Ралли в Украине»: Ярик, нам не уйти от этого вопроса. Данный выезд был единичным, просто в память о друге – или мы все можем надеяться на продолжение?
Ярослав Кадученко: Скажу честно – я не знаю. Данный конкретный старт планировался именно так, как ты сказал – в память об Алексее. Здесь очень большая заслуга Юры Долота, без которого это не получилось бы. Но что будет дальше – я сказать не могу.
Лично у меня осталось ощущение недосказанности. Я понимаю, что могу ехать лучше, быстрее, увереннее; при этом моя езда будет по-прежнему безопасной. По мере того, как я понимаю автомобиль, привыкаю к нему, я могу более полноценно использовать те возможности, которые он предоставляет. И мне, конечно же, хотелось бы убедиться на практике в том, что я могу бороться с лидерами, бороться за призовую тройку. Но получится ли это – пока что сказать сложно…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Сергей Холодило, Виктор Аджамский