12:59 24 Жовтня 2016

АЛЕКСАНДР КОЗЛОВ: ЧЕМПИОН НОВОГО ТИПА?

Впервые с 2005 года абсолютным чемпионом Украины по ралли стал пилот, выступающий на автомобиле Subaru Impreza. Результат, сам по себе привлекающий пристальное внимание к человеку, сумевшему его добиться – Александру Козлову.

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Прежде всего, позаботимся об исторической точности. Как известно, титул абсолютного чемпиона Украины по ралли был выигран на автомобиле Subaru Impreza лишь однажды – сделал это Андрей Александров в 2005 году. Строго говоря, чемпион Украины 2008 года Юрий Протасов в своем триумфальном сезоне также стартовал на Subaru – однако это было только раз, на ралли «Мариуполь». Остальные же гонки 2008 года Юрий провел на разных эволюциях Mitsubishi Lancer, который, собственно, и стал его «оружием победы».

Что же касается Александра Козлова, то он остается приверженцем «плеяд» уже много лет – еще с тех пор, когда львовянин выступал в любительском ралли. За это время он лишь раз сидел за рулем боевого «лансера» – в своей самой первой профессиональной гонке, ралли «Галиция» 2013 года. Последующие три сезона, включая и нынешний победный, Саша провел на одной и той же Subaru Impreza STi N12.

Все, кто хоть немного разбирается в ралли, прекрасно знают – 12-е поколение «импрезы», в народе известное, как «лисичка», в свое время считалось весьма удачным автомобилем. Между тем, в Украине до последнего времени этой машине удалось выиграть лишь два этапа чемпионата – ралли «Галиция» 2007 года (Андрей Александров) и ралли «Ялта» 2010 года (Игорь Чаповский). В какой-то момент показалось даже, что время этого автомобиля безвозвратно ушло и новых побед ему не видать.

Однако общее ухудшение ситуации в автомобильном спорте привело к тому, что на первые роли вновь вернулась техника, построенная 8-10 лет тому назад. Именно к этому периоду относится и «лисичка» Александра Козлова, родившаяся в боксах днепровской команды Elita Sport и принадлежавшая ее основателю Александру Фельдману. После долгих скитаний по стране машина попала в Киев, к Козлову – где, как выяснилось, и нашла свою вторую молодость.

Эксплуатировать, мягко говоря, «не новую» технику надо уметь – это аксиома. Данное умение Саша Козлов продемонстрировал в полной мере – за три сезона его автомобиль не достиг финиша всего трижды. В 2014 году – два схода (замыкание электрики и развалившийся редуктор), в 2015 – один (ошибка при записи стенограммы), в 2016 – ни одного.

«Вообще, как бы ни злословили владельцы «эвиков», Subaru – очень надежная машина, – с иронией раскрывает секреты своего успеха Александр Козлов. – И это очень большой плюс, поскольку менять все узлы и агрегаты на новые согласно идеальному «раллийному» графику мы просто не можем. К примеру, по-хорошему, боевые привода нужно менять каждые 400 км. Мы ставим «бэушные», проезжаем на них 1000 км, и меняем на другие «бэушные».

Оставлять боевой автомобиль без ухода и обслуживания нельзя, поэтому после каждой гонки в обязательном порядке проводится диагностика и ремонт. И, конечно, есть вещи, которые меняются «по умолчанию» – например, моторное масло. Воздушные фильтры можем и несколько раз за гонку поменять, поскольку турбина дороже))).

Но какие-то серьезные запчасти на Subaru стоят дорого, поэтому не имея спонсорской помощи, приходится идти на компромиссы. Купил новую турбину – значит, ближайший год будешь ездить на китайской резине. Хочешь подкопить денег для ремонта коробки или редуктора – значит, забудь про тренировки и тесты. И так далее…».

Казалось бы, при таком осторожно-экономном подходе не стоит рассчитывать на первые места в гонках – и уж тем более, на чемпионский титул. Тем не менее, экипаж Александра Козлова и Александра Островского продемонстрировал, что невозможное – возможно. Из пяти состоявшихся на данный момент этапов чемпионата Украины ребята выиграли три, еще однажды стали бронзовыми призерами и лишь раз финишировали за пределами призовой тройки абсолюта. В итоге, набранных за пять гонок очков хватило, чтобы досрочно стать недосягаемыми для всех без исключения соперников.

При этом интересно обратить внимание на одну закономерность. Принято считать, что раллийные Mitsubishi в большинстве своем мощнее Subaru – и крутящего момента у них больше, и давление турбины выше… Однако все три свои победы Козлов одержал на трассах с высокой средней скоростью – к примеру, на ралли «Ворота Украины» она доходила почти до 120 км/ч. Напротив, в гонках, где средняя скорость была низкой, порядка 90 км/ч, Козлов выглядел бледно – хотя по управляемости «импреза» обычно дает «лансерам» фору. Как же так получилось?

«Ну, во-первых, я сам допускаю больше ошибок на медленных трассах, – объясняет пилот. – Не хватает опыта, нужно учиться, тренироваться, тестировать различные настройки и типы резины. У нас, как, впрочем, и у большинства украинских раллистов, такой возможности нет…»

(К словам Александра хочется добавить небольшой фактик. Ну-ка, посмотрите, кто выиграл те два этапа, где Козлов не был первым? Правильно – два самых опытных пилота страны, Юрий Шаповалов и Валерий Горбань. Пусть косвенно, но это вполне подтверждает теорию нашего героя – прим. автора).

«А во-вторых, все как раз вполне логично, – продолжает Козлов. – На дорогах вроде херсонского карьера, где много закрученных поворотов, мы едем в режиме постоянных торможений и разгонов. Понятно, что здесь выигрывает более мощный автомобиль, который быстрее разгоняется. А вот на трассах, где можно проходить быстрые повороты полным газом – вот тут как раз важнее не столько мощность, сколько скорость в повороте. Subaru хорошо сбалансирована, поэтому на ней можно ехать быстро».

Чего же все-таки больше в результате, показанном Александром Козловым? Везения? Или прагматизма и холодного расчета? Вероятно, поровну и того, и другого. Но, как бы то ни было, львовянин не просто выиграл титул абсолютного чемпиона Украины, но и сделал это быстрее любого другого гонщика в истории нашего ралли. Для завоевания высшей раллийной награды Саше понадобилось всего 19 стартов в профессиональном ралли – это не идет ни в какое сравнение с тем количеством гонок, которое значится в досье других украинских абсолютных чемпионов.

Но, коль скоро данный рубеж покорен, логично задать вопрос – что дальше? Уже в этом году Козлов с Островским попробовали свои силы в зарубежной гонке, финишировав в словацком ралли «Любеник». Само собой, на незнакомых дорогах, среди сильных соперников украинцы выглядели не очень уверенно – но, возможно, именно здесь и лежит дальнейший путь развития экипажа?

«Все зависит от наличия или отсутствия спонсорской помощи, – признается Александр Козлов. – Если бы импортер Subaru помог хотя бы запчастями и резиной, можно было бы говорить о серьезной программе. Без помощи же, боюсь, придется ограничиться двумя-тремя гонками в году. Конечно, хочется стартовать и в Прибалтике, да и родную «Галицию» хочется проехать побыстрее, чем в этом году. Но, повторюсь, все зависит от бюджета…».

Фото © Владимир Некрасов

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні