В эксклюзивном интервью проекту «Ралли в Украине» Антон Корзун честно признался, почему не купил «восьмерку», как нужно тормозить, зачем в ралли шпионаж – и много чего еще.
Так уж получилось, что практически вся гоночная карьера новоиспеченного чемпиона Украины по ралли Антона Корзуна (включая самую первую его гонку, о которой ниже), проходила на наших глазах. К 2010 году, когда киевлянин дебютировал в ралли, проект «Ралли в Украине» был уже весьма популярным сайтом. Мы ездили на большинство гонок, проходящих в стране, фотографировали, общались, смотрели, делали выводы. И, конечно же, аккуратно складывали всю информацию себе в архив.
Так что подготовка к данному интервью была несложной: нужно было просто выудить из загашника дюжину старых фото, поднять архивные протоколы, вспомнить пару-тройку интересных фактов – и отправляться на встречу. А разговор начать с предложения – пройтись по ключевым моментам 9-летней карьеры Антона с тем, чтобы сопоставить наблюдения с обочины и внутренние ощущения самого пилота. Ведь, в конечном итоге, каждое событие «снаружи» и «изнутри» выглядит совершенно по-разному, не так ли?
Времени у нас было много, Антон легко принял предложенные правила игры – и в результате получилось настолько большое и многоплановое интервью, что мы решили разбить его на две части. Сегодня вашему вниманию предлагается первая из них; вторая – через несколько дней.
«Ралли в Украине»: Давай начнем с самого начала. Твоя первая гонка состоялась в 2010 году, это было ралли «Алушта», и ты ехал штурманом с Андреем Форощуком на автомобиле ВАЗ 2108. Как ты вообще там оказался?
Антон Корзун: Нууу… наверное… да, так оно и было. Я думаю, что меня «сосватал» в экипаж к Андрею наш общий знакомый из Черкасс, Владимир Сидоренко. Поскольку я к тому времени уже плотно занимался любительским ралли, я купил у него всю экипировку – комбез, обувь, шлем. И в Алушту я поехал с его подачи, полностью экипированный.
Но никаких тестов перед гонкой у нас не было. И по большому счету, это была для меня просто экскурсия – посмотреть, что из себя представляет «взрослый» спорт. Где гонка состоит из нескольких спецучастков, с переездами, со всеми атрибутами профессионального ралли, которых у любителей не было.
«Ралли в Украине»: Поскольку больше никогда на «восьмерке» ты не ездил, можно сделать вывод, что тебе не очень понравилось…
Антон Корзун: Честно говоря, та машина вообще никуда не ехала, особенно на подъемах. Андрей объяснял, что она по своей подготовке кольцевая, что мотор у нее стоковый, а подвеска не для ралли. И по сути своей, она и не должна была быстро ехать.
Но тем не менее, когда через год я надумал покупать собственную машину, я рассматривал варианты «восьмерок» тоже. Слушал советы на форуме 2108, изучал тему. И довольно быстро понял, что хороший мотор или хорошая подвеска будут стоить плюс-минус одинаковых денег – что на ВАЗ 2108, что на Evolution. А при таком раскладе, конечно, интереснее было ездить на Evolution.
«Ралли в Украине»: И ты стал счастливым владельцем Evo VI – правда, ненадолго…
Антон Корзун: Да, так получилось, что в первой же гонке мы с Витей Добриковым уложили ее на крышу. Это был этап Кубка Лиманов в Зайчевском. До поры, до времени все шло хорошо – но на последнем допе я неудачно выставил машину в змейке, зацепил бордюр и кувыркнулся. Причем, на первый взгляд авария показалась достаточно мягкой, и повреждения машины выглядели не очень серьезными.
«Ралли в Украине»: А на самом деле?
Антон Корзун: А на самом деле мы так и не смогли ее подготовить больше ни к одной гонке. Начали восстанавливать, полезло одно, за ним другое. К тому же машине на тот момент было уже немало лет, соответственно – каркас в ней был конструктивно устаревший. В конечном итоге Юра Яковенко отговорил меня от этой идеи.
«Ралли в Украине»: Надо полагать, что примерно в то же время в твоей жизни и карьере появился такой человек, как Владимир Петренко. Кто он для тебя? Учитель, тренер, инженер, друг?
Антон Корзун: Дядя Вова для меня – учитель, тренер, инженер и друг. Все сразу и еще больше.
«Ралли в Украине»: Он помогает тебе принимать решения? Или принимает их за тебя? Ну вот, например, на финале ЧУ-2019 в Херсоне – какова была роль Петренко?
Антон Корзун: Это был очень непростой момент – когда нужно было добиться решения по переносу супер-спешиала, но на условиях, которые бы устроили всех, и в первую очередь Юру Хомицкого. Очень помогала Яна Журавлева, которая, будучи офицером по связям с участниками, подсказывала, что и как нужно делать с документальной точки зрения. Сначала мы предлагали вариант переноса ССУ на последний доп, но его не приняли спортивные комиссары. В итоге супер-спешиал был перенесен на первый доп, но наш экипаж согласился стартовать первым.
Что касается дяди Вовы, то он совершенно точно не настаивал на каких-то действиях. Наоборот, я бы сказал, что он очень грамотно дал мне время подумать и спокойно принять решение самому.
«Ралли в Украине»: Можешь привести какой-нибудь пример, когда Петренко подсказал тебе что-то важное? Или принял за тебя какое-то решение?
Антон Корзун: Вот для лучшего понимания наших взаимоотношений я тебе скажу другое. Когда в этом году я попал в аварию на гонке в Каменце, то для следующего старта на «Трембите» дядя Вова просто дал мне свою машину. Без какой-либо оплаты и вообще без разговоров о деньгах. Просто сказал – бери мою и езжай.
На мой взгляд, это очень показательно, потому что мы же понимаем, что такое автоспорт и какие риски в нем присутствуют. И я не знаю, кто еще бы так сделал.
«Ралли в Украине»: Вернемся в 2012 год. Итак, ты разбил свою машину – и после этого поехал штурманом с Петренко, верно?
Антон Корзун: Ну тут все понятно – свою машину быстро восстановить не получалось, а ехать хотелось. Но я скажу честно – в экипаже с дядей Вовой я не столько штурманил, сколько шпионил)). Смотрел, как, что и когда он делает с машиной.
Понимаешь, объяснить все – невозможно. И все ситуации смоделировать на тестах тоже не получится. Я часто ловил себя на том, что примерно одинаковые связки поворотов на тестах и в гонке пишутся и едутся по-разному. И мне кажется, что только в гонке, только находясь в машине справа, можно увидеть и понять, как нужно действовать в той или иной ситуации.
Дядя Вова ведь тоже не может дать мне совет на все случаи жизни. Допустим, я спрошу – как проехать вот такой-то поворот? Он скажет – ну, наверное, четвертой передачей в полный газ. А потом сядет сам и проедет пятой. Почему? Ну вот потому что именно сейчас и именно это место можно было так. Нет, словами всего не объяснишь. Нужно видеть и понимать.
«Ралли в Украине»: Можно ли сказать, что в результате этого «шпионажа» ты ездишь в том же стиле, что и Петренко?
Антон Корзун: В каком-то смысле, наверное, можно. У меня тоже присутствует желание все время оставаться в траектории, меньше использовать бруствера. И это, конечно, связано с тем, что я подсмотрел у дяди Вовы. Но тут есть и другой, более важный момент.
Дело в том, что стиль езды непосредственно связан с твоей картинкой мира. Ты едешь так, как тебе кажется возможным и правильным – в твоей реальности. И если ты захочешь изменить свой стиль, то тебе прежде всего придется ломать эту самую картинку мира – чтобы сделать что-то, что в нее не укладывается.
Так вот, я еду так, как это кажется мне естественным в моей реальности. Правда, не могу сказать, что меня это полностью устраивает. Если сравнить Сашу Козлова, Юру Хомицкого и меня, то у Саши будет, наверное, наиболее широкий и агрессивный стиль, у Юры – мощный, но более аккуратный, а у меня – самый сдержанный. И я бы хотел это изменить. Я бы хотел добавить в свой пилотаж немного агрессии.
«Ралли в Украине»: Что ты понимаешь под этим словом?
Антон Корзун: Ну, например, я бы хотел научиться позже тормозить. Мне очень нравится, как тормозит Хомицкий – я это помню еще с тех времен, когда мы оба гонялись в любительском ралли. Вот честно говоря, я бы хотел научиться тормозить, как Юра.
Я скажу больше – на финал «лиманов» в этом году мы поехали с четкой задачей: сдвинуть точки торможения. Харьковская трасса позволяет такие эксперименты, там есть места, где если даже ты ошибешься и затормозишь слишком поздно, то максимум просто включишь заднюю, вернешься на трассу и поедешь дальше. Вот мы этим и занимались. Времена нас не интересовали вообще, мы работали исключительно над торможениями.
«Ралли в Украине»: Неужели можно так настроиться перед гонкой, чтобы вообще не думать о результате? Ведь все равно же хочется выиграть? Или это касается только чемпионата, а Кубок Лиманов ты воспринимаешь, как тренировку?
Антон Корзун: Честно говоря, я вообще редко когда еду на гонку с задачей выиграть ее. Прежде всего, это все делается for fun, то есть для удовольствия. Плюс очень важно извлечь из соревнования какой-то урок, какую-то пользу.
Вот, скажем, в 2018 году я ехал ралли «Столица» с высокой температурой. То ли отравился, то ли что-то еще – но перед гонкой я тяжело и мало спал, и ехал, как будто на автопилоте. По итогу я практически ничего из нее не вынес и не запомнил. И когда мы в этом году вновь должны были стартовать на «Столице», я понял, что вообще не помню дорогу и ее особенности. Все как будто впервые. Вот это плохо, это зря потраченное время.
«Ралли в Украине»: И все же, вернемся к «лиманам». Разве тебе не хотелось их выиграть – скажем, в 2017 или 2018 годах?
Антон Корзун: Сложно ответить. Пожалуй, я могу сказать, что в 2017 году я больше боролся за победу, чем в 2018. Возможно, потому, что тогда ехал Руслан Топор, и ехал очень быстро. И вот это присутствие мощного соперника, наверное, заряжало на борьбу и меня. Не знаю, почему – но на следующий год такого азарта не было.
А в целом, как ни крути, но трассы «лиманов» проще, чем в ЧУ. Один и тот же поворот легче пройти, когда рядом – поле, а не обрыв или деревья. Это четко видно по штурману – в гонках чемпионата, когда мы обсуждаем, как проехали тот или иной доп, Паша иногда мне говорит, что вот тут, мол, было неуютно, ты ехал опасно. Уверен, что точно такой же момент на «лиманах» он бы и не заметил.
«Ралли в Украине»: Скажи еще вот что. Есть такое всеобщее мнение, что свои машины ты настраиваешь сам. Это правда?
Антон Корзун: Да, правда.
«Ралли в Украине»: Как так получилось?
Антон Корзун: Я увлекся настройкой блоков управления с подачи брата. Просто стало интересно. И постепенно, участвуя в любительском ралли, я начал настраивать машину себе – а потом и другим. Думаю, сейчас на просторах Украины должно быть минимум 100, а то и 150 машин, которые я настраивал.
Ну, а когда освоил гражданские блоки, решил взяться за спортивные. Что интересно, первую машину я настраивал дяде Вове – а потом уже себе самому)). Сейчас ездим только на своих настройках.
«Ралли в Украине»: Интересно, почему же тогда абсолютное большинство наших спортсменов склонно приглашать для настройки специалистов из Прибалтики? Что, они настолько лучше?
Антон Корзун: Я бы не давал оценок и не сравнивал. Компьютеры все разные, все имеют свои нюансы и тонкости. В чем-то большего прогресса добились мы, в чем-то – другие. Это все очень индивидуально.
Ну и ты же понимаешь, что даже если бы у меня было время, то на моем месте было бы некорректно настраивать машины конкурентов. Это могло бы дать повод для некрасивых разговоров. Причем даже если бы никаких оснований для этого не было, разговоры все равно бы возникли. Мне это не нужно.
Продолжение следует
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Binotel, Владимир Некрасов, Денис Сисин, Денис Сергиенко, Александра Михайлова, Александр Василюк