Так уж получилось, что едва ли не единственным европейским национальным чемпионатом, в котором на данный момент состоялось уже два этапа, стал чемпионат Финляндии. Парадоксально, но факт: вся Прибалтика, Швеция, Норвегия отменили 90% своих гонок – а финны, как ни в чем не бывало, провели два полноценных снежных ралли (и готовят третье). И хотя украинцев не назвать частыми гостями финских ралли, в данном случае выбирать особо не приходилось.
Собственно говоря, именно с этой мысли начался наш разговор с известным одесским штурманом Иваном Мишиным, который в составе экипажа Сергея Потийко недавно принял участие во втором этапе чемпионата Финляндии, SM Vaakuna-Ralli Mikkeli. В истории этой гонки уже фигурировал один украинец – Алексей Тамразов штурмовал снежные просторы Финляндии в 2016 году (8 место в классе SM1, 43-е в абсолюте). Как же встретила Лапландия Потийко с Мишиным?
Иван Мишин: Объяснять наш выбор, наверное, не нужно – Финляндия в этом году единственное место, где сейчас зима и где можно проехать зимнюю гонку. Изначально мы планировали ехать литовское Winter Rally 2020 – данная гонка планировалась на 24-25 января, но в итоге так и не состоялась. Потом были планы проехать ралли в Латвии (Rallijs Sarma, 7-8 февраля), но снова отсутствие снега и снова отмена гонки. Потому фактически данный этап в Финляндии оставался для нас единственным вариантом начала сезона.
«Ралли в Украине»: Как вы готовились к этой гонке? Удалось ли попробовать местные дороги до старта? Как проходил тренировочный процесс?
Иван Мишин: После того как мы узнали, что в Финляндии со снегом все в порядке и гонка в Рованиеми (Arctic Lapland Rally 2020) прошла без проблем, наш пилот с тренером Доминикасом Бутвиласом поехали в Финляндию на специальный тренировочный трек Snow rally rings (мы писали о нем несколько лет назад – прим. ред.). Фактически это – замерзшее озеро, которое полностью подготовлено для тренировок (размечены дорожки, проводится периодические нанесение воды, организована вся необходимая инфраструктура, обеспечена безопасность). Приезжая туда, ты просто можешь брать в аренду этот трек и безопасно тренироваться, осваивая особенности езды по заснеженным ледяным дорожкам.
Вот на Snow rally rings Сергей с тренером провели 3 дня продуктивных тестов, суммарно наездив более 550 км. Я же присоединился к команде уже непосредственно перед гонкой.
«Ралли в Украине»: Интересно, а тесты и тренировочный процесс вы проводите на той же машине, на которой едете гонку?
Иван Мишин: Нет, для этого мы используем в целом гражданскую машину, если можно так выразиться :). В ней установлены блокировки, заменен выпуск, немного усилена подвеска; в общем, такой себе N4 стандарт, только без каркаса.
«Ралли в Украине»: Ну а по твоим ощущениям – насколько вы были готовы к старту именно после этих тестов?
Иван Мишин: Сергей был хорошо подготовлен, хотя пока что у него есть сдерживающий фактор. В конце 2018 года мы закрывали сезон в Латвии (Rally Liepāja) и попали в аварию. В результате Сергей получил довольно неприятное повреждение спины. Как итог – у нас был менее насыщенный стартами 2019 год и, соответственно, пока что более аккуратный старт сезона 2020. Особенно учитывая специфику финских дорожек, где есть прыжки, трамплины, подбросы и прочее.
«Ралли в Украине»: Теперь становятся более понятны результаты, который экипаж показал в Финляндии – 37-е в абсолюте, 10-е в классе SM2. Сложно было не заметить, насколько хуже были времена по сравнению с другими участниками гонки, даже с учетом того, что для финнов это – домашняя гонка.
Иван Мишин: Ты совершенно прав, так и есть. Насколько бы ни был подготовлен пилот, но такие нюансы дают о себе знать. Плюс ко всему, покрытие трассы во время гонки сильно отличалось от того, на котором был проведен весь цикл тренировок. Так как мы в Финляндии стартовали впервые, оказались довольно далеко в стартовой ведомости – 50-й номер и, соответственно, 50-я позиция на старте. Ехать приходилось в основном по колее, причем колея была достаточно большой и малейшее отклонение от нее вызывало дополнительную потерю времени.
«Ралли в Украине»: Да уж, можно только представить насколько непросто ехать в таких условиях. А что позитивного запомнилось из этой гонки?
Иван Мишин: Позитива было достаточно много. Во-первых, сама трасса – это один сплошной позитив: на 110 километров дистанции ни одного допа не повторяется, 9 спецучастков и все разные. Первый доп – «параллелька» вечером первого дня, на следующий день 8 допов: проехали 2 допа – сервис, снова два допа – снова сервис. Просто прекрасный уровень организации плюс переезды между допами не большие.
Также очень понравилось, и я не первый раз встречаю это в Финляндии, как задается норма времени на доезд. Когда норма времени указывается не с учетом проезда самого СУ, а отбивается непосредственно после окончания СУ и до следующего КВ или сервиса (надо полагать, это делается в интересах безопасности движения по дорогам общего пользования – прим. ред.).
«Ралли в Украине»: Интересно! Может, вспомнишь еще какие-то любопытные решения организаторов?
Иван Мишин: Да, могу отметить интересное, а, главное, очень удобное решение с трекинг-устройством. Это просто смартфон Nokia с установленной на него программой, специальное крепление под него и все. Включаешь в данном приложении режим «Ознакомление» – едешь спокойно прописывать трассу. Затем включаешь режим «Гонка», ставишь большой экран смартфона перед собой – и вся необходимая информация сразу же доступна.
Главное – визуально все очень легко воспринимается, просто интуитивно. К примеру, объявлен режим «красного флага» – весь экран засветился красным, и тебе сразу становится понятно, что к чему. Остановился, но при этом не испытываешь проблем – здесь же нажал кнопку «Ок».
«Ралли в Украине»: Вот, к слову – а сама процедура ознакомления отличается от той, что используется в чемпионате Украины?
Иван Мишин: В какой-то степени – да. Во-первых, ни одного маршала на трассе. А зачем? Ты получил этот смартфон, у тебя с 7:00 до 18:30 время на ознакомление с трассой – ты спокойно едешь и пишешь дорогу. Если есть для каких-то СУ свой график ознакомления, например, с 7 до 11, то, соответственно, ознакомиться с данным СУ надо именно в это время. Во-вторых, скорость движения при ознакомлении, количество проездов и прочее также фиксируется все тем же смартфоном. Да, и в случае необходимости организатор может тебе на него же и позвонить.
«Ралли в Украине»: Действительно, просто и удобно. Вполне понятно ваше желание и дальше стартовать в Европе. А что насчет Украины и нашего чемпионата? Увидят вас украинские болельщики?
Иван Мишин: Да, конечно, здесь у нас тайны нет (смеется). Следующий старт у нас снова намечен в Финляндии, 14 марта. В марте там все еще обещают зиму, поэтому планируем проехать этап, который будет проводиться как раз в районе Snow rally rings в виде ралли-спринта. Правда, пока что мы еще не видели даже регламента данной гонки, но в любом случае готовимся. А затем в этом сезоне планируем полностью проехать чемпионат Литвы и чемпионат Украины, потому после Финляндии следующий старт – в Херсоне.
«Ралли в Украине»: Это отличные новости! Но старт сразу в двух чемпионатах разных стран – это не так уж просто. Как вы решаете вопрос с логистикой?
Иван Мишин: Довольно легко – едем на разных машинах. В Украине мы арендуем Evo X у Дениса Сидорова, в Европе также едем на арендованном автомобиле от команды Pro Racing. Для нас это наиболее оптимальное решение в плане организации логистики, так что план проехать чемпионаты Литвы и Украины – вполне реален.
Фото © Сергей Холодило, Chilipictures