Список участников ралли «Чумацкий Шлях» пока состоит только из мужчин – но, по нашим сведениям, в нем вот-вот должен появиться и женский экипаж.
Несмотря на то, что Юлия Гриценко провела в профессиональном автоспорте всего один сезон, ее имя уже достаточно хорошо известно поклонникам и ралли, и кросса. Первым – потому, что в первом же для себя розыгрыше Кубка Лиманов Юля стала ни много, ни мало бронзовым призером класса Р6. Ну, а вторым – потому, что на финише прошлого чемпионата Украины по кроссу пилотесса попала в очень серьезную аварию, видео которой облетело весь интернет. Именно эту аварию мы и решили взять за отправную точку нашего интервью…
«Ралли в Украине»: Юля, скажи прямо: зачем вообще нужен был тот старт в кроссовой гонке? Какова была его цель?
Юлия Гриценко: В мае 2018 года я впервые увидела кросс «вживую», и с тех самых пор моя внутренняя любознательность не успокаивалась. Моя любознательность – это мой мотиватор по жизни. Было очень интересно понять, что испытывают пилоты на старте, при обгонах, контактной борьбе, насколько это острые ощущения, как оно отличается от других дисциплин автоспорта. Снаружи это казалось чем-то невероятным…
Тогда я даже не думала о том, чтобы это попробовать. Но вот спустя год, когда раллийный сезон закончился, в календаре оставался финальный этап чемпионата Украины по кроссу. И я просто захотела «легонечко», «аккуратно» проехать на своем Honda Civic, просто лишь для того, чтобы понять, что это такое. Кроме того, я была наслышана про бюджетный моно-класс 8С, и для меня это звучало, как действительно очень заманчивая идея на сезон-2020.
Кто ж знал, что параллельные старты вызовут у меня такой азарт, бесстрашие и эйфорию? Таких пиковых ярких эмоций я не испытывала на других гонках. Даже пожмяканная сзади после первого заезда машина не расстроила. Да и крыша во втором заезде нисколько не напугала.
Это был потрясающий опыт и ценные уроки – осознание того, что в автоспорте надо работать над своими эмоциями и уметь сдерживать свой пыл. Что это не только про скорость, реакцию, выносливость, борьбу с собой, тактику и стратегию.
«Ралли в Украине»: Что происходило после аварии? Что говорили близкие, друзья? Не советовали бросить столь опасный спорт?
Юлия Гриценко: Близкие отходили от стресса и, конечно, хотели, чтобы я завязала. Друзья говорили: «Береги себя!». А я думала, как побыстрее вернуться в кросс и где найти машину класса 8С.
«Ралли в Украине»: Чтобы закончить эту тему – автомобиль списан окончательно? Что его ждет?
Юлия Гриценко: У автомобиля каркас безопасности без повреждений. Кузов разобран и скучает в саду. Возможно, найдется тот, кому он пригодится под его задачи.
«Ралли в Украине»: Итак, ты хотела вернуться в кросс – но прошло время, и мы видим, что ты собираешься опять стартовать в ралли. Почему и как было принято это решение?
Юлия Гриценко: Повторюсь, поначалу я искала ВАЗ 2108 для 8С класса. За одну уже даже дала задаток, но продавец в последний момент передумал продавать. Несколько вариантов не срослись. И тут, казалось бы, хороший вариант, хорошо знакомая машина, но внутри вдруг внутренний голос: «HARD BRAKE». И я взяла паузу – осознать, переварить и понять, чего же я хочу. Ведь мне нравится и ралли, и кросс, и хотелось бы и то, и другое, и так чтоб сразу… Но выбрать надо было что-то одно.
Возможно кто-то осудит, с чем-то не в полной мере согласится, но вот как я принимала свое решение:
1) Пики эмоций, адреналина в кроссе намного выше – но короче, чем в ралли, в 10 раз.
2) За весь сезон кросса в боевых заездах проезжается столько км, как в ралли за одну гонку (~120 км). Таким образом, боевой накат в ралли в 6-7 раз больше.
3) В ралли в 3 раза больше разных гонок и можно выбирать серии. На начало 2020 года в календаре было заявлено 19 соревнований по ралли, мини-ралли, ралли на серийных – и при этом только 6 этапов чемпионата Украины по кроссу. При отсутствии бюджета можно выезжать точечно или на «домашние» гонки (для меня домашний регион – это Харьков и Днепр, хотя я сама из Сум). А чем больше выбора в датах, тем проще совместить с рабочими планами и поездками.
4) Вход в кросс дешевле, чем в ралли, если говорить про 8С сток класс. Резина в кроссе 8-9 раз дешевле, чем в ралли. Отсутствие гонки вооружений из-за единых техтребований в этом моно-классе серьезно сокращает затраты и упрощает процесс подготовки авто. Это очень привлекательно. Но другие затраты никто не убирал (логистика, работа), поэтому, как ни странно, но в пересчете на стоимость боевого км ралли выходит дешевле.
5) В кроссе задействовано 3-4 трассы примерной длиной около 1 км, по сути уникально 4 км. В то же время, каждая раллийная трасса уровня чемпионата Украины предоставляет 40-60 уникальных км, а это 240-360 уникальных км за год – в 75 раз больше! Конечно, на них не выкатаешь свою технику езды в идеал, как на кроссовых трассах, но для тех, кому важно разнообразие, разные условия и смена картинки – это важно. Хотя, конечно, трассы в кроссе лучше по качеству подготовки, они шире и чище.
6) Кросс более интересен для просмотра зрителям из-за компактности трасс и имеет выше уровень эмоционального вовлечения, особенно когда происходят аварии и контакты. Но когда 20 машин в классе, итоги такой тесной борьбы совсем не предсказуемы… Мое субъективное мнение, но в кроссе машины и бьются больше – а раллийные авто более аккуратные, так как нет контактной борьбы.
7) ВАЗ для кросса – простая, понятная, прогнозируемая в управлении машина, Honda Civic для ралли – более эмоциональная, юркая, маневренная. Но для полноценных тренировок в кроссе нужен минимум еще один автомобиль.
Подводя итог: свобода выбора и разнообразие в моем случае стали решающими факторами в пользу выбора ралли.
«Ралли в Украине»: Есть ли желание вновь стартовать в кроссе? Или выбор окончательно сделан в пользу ралли?
Юлия Гриценко: В этом сезоне нет, но следить за событиями в кроссе и болеть на этапах я планирую. Обе эти дисциплины просто шикарны!
«Ралли в Украине»: Расскажи о своей новой машине и, конечно же, о новом экипаже.
Юлия Гриценко: Мы по-прежнему будем выступать на Honda Civic. Скажем так – было ощущение, что на этом автомобиле я не накаталась, а машина понравилась. Ну и было понятно, где строить и обслуживать такое спортивное авто – в СТО Honda-Xata.
А про экипаж скажу так. Ралли – это очень командный вид автоспорта, и экипаж – это не просто пилот, которому ассистирует штурман. Нету слова «я», есть «мы». Поэтому очень рада сложившемуся нашему уникальному женскому экипажу «Юля&Юля».
Мой co-pilot – опытный штурман Юлия Кныш. 6 сезонов в Чемпионатах Украины по ралли и мини-ралли! К сожалению, времени вкатиться, потеститься, пристреляться друг к другу пока нам не хватило. Карантин и технические моменты внесли коррективы, но очень хочется, чтобы все получилось и этот сезон состоялся. Надеемся, что успеем подготовить машину и выехать на ралли в Херсон.
Дизайн автомобиля © Артем Хорольский
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Катерина Щедрая