Сложно спорить с тем, что лидеры украинского ралли – точнее, его полноприводной части – всегда относились к Кубку Лиманов, как к своего рода «тренировке в боевом режиме». Это было совершенно отчетливо заметно в первые годы существования серии – Валерий Разумовский, Владимир Петренко, Александр Салюк приезжали на «лиманы» эпизодически, в рамках подготовки к более сложным этапам чемпионата Украины. Выигрывая одну-две гонки в сезоне, они редко боролись за победу в Кубке, сосредотачиваясь на локальных задачах – проверить новые настройки, обкатать свежий автомобиль и так далее.
А как обстояло дело в моноприводе? Ведь ни для кого не секрет, что тогда (как, впрочем, и сейчас) экипажам с небольшими бюджетами Кубок Лиманов подходил больше, нежели сложный по логистике и затратный «взрослый» чемпионат. Стало быть, для участников моноприводных классов «лиманы» не могли быть простой тренировкой – скорее, это был полноценный турнир со своими интригами, противостояниями, поражениями и победами.
Так ли это – решили выяснить мы. И обратились с данным вопросом к Станиславу Пруссу – одному из тех немногих представителей современного монопривода, кто стабильно выступал в Кубке Лиманов образца 2004-2005 годов, и имеет возможность непредвзято сравнить те гонки с нынешними.
«Ралли в Украине»: Стас, как ты считаешь – насколько серьезным было отношение моноприводной части пелотона к Кубку Лиманов 17 лет тому назад? Считались ли «лиманы» тренировкой – или к ним подходили со всей серьезностью?
Станислав Прусс: Давай разделим ответ на две части. Если говорить о подготовке автомобилей, о технике пилотирования – то мы подходили к этим аспектам «по-взрослому». На самом деле, борьба в моноприводе в те годы велась не на шутку, и к спортивной стороне вопроса все относились более чем серьезно. Например, у Игоря Сторчака уже тогда были так называемые «разведчики» – приятели, стоявшие в разных местах трассы. Однажды это очень здорово ему помогло, кстати. Над частью трассы начался дождь, и ему об этом сообщили, чтобы он успел переобуться в КХ. А я стартовал перед Игорем на гравийной резине – и, конечно же, он легко догнал меня на этом же допе. Да и вообще, в той гонке он заехал вторым в абсолюте…
(Стас говорит о предпоследнем этапе Кубка Лиманов 2005 года – тогда Игорь Сторчак на ВАЗ 2108 действительно показал феноменальный результат, уступив по итогам гонки лишь будущему победителю серии, Игорю Чаповскому на Subaru – прим. автора).
«Ралли в Украине»: А лично для тебя? Ну вот, скажем, когда ты выиграл Кубок Лиманов в 2005 году – это была серьезная, ценная победа?
Станислав Прусс: Конечно. Ведь тогда в «лиманах» ехали Руслан Кучер, Игорь Сторчак, Сергей Сергиенко, Александр Андриященко, поэтому борьба была очень напряженная. Я помню, например, один из этапов в Мариновке, когда мы со Сторчаком и Кучером после половины дистанции ехали на расстоянии шести секунд друг от друга. Это плотно, как ни крути.
«Ралли в Украине»: Хорошо, а какая же тогда вторая часть твоего ответа?
Станислав Прусс: А вот со стороны штурманской работы «лиманы» были очень легким занятием. Трассу в Мариновке не зря назвали «Покровское кольцо» – мы столько раз проехали ее, что знали все практически на память. Поэтому достаточно часто штурман в экипаже мог быть просто приятелем, которого ты «катал» исключительно для удовольствия.
«Ралли в Украине»: Но ведь Виктор Шаповалов постоянно добавлял к трассе какие-то новые отрезки, видоизменял ее…
Станислав Прусс: Да, но это были лишь небольшие связки поворотов. Основная часть трассы оставалась неизменной, поэтому все запоминали ее назубок. Я, например, совершенно точно знал, что если где-то отклонюсь от траектории на десять-пятнадцать сантиметров – то через два поворота на выходе буду медленнее. Точно, как в кольце.
Взять, к примеру, заход под мост. Мы все точно знали, что, если в этом месте машина чуть-чуть касается задним бампером стены – значит, это быстро. Значит, правильно проехал.
«Ралли в Украине»: О, хорошо, что ты вспомнил про мост. На самом деле, до сих пор ходят легенды о твоей «крыше» под этим мостом – расскажешь, в чем там было дело?
Станислав Прусс: Это был последний этап Кубка Лиманов 2005 года; я уже досрочно стал победителем в классе, и с турнирной точки зрения мне уже ничего не было нужно. И так получилось, что мы опоздали на ознакомление – кстати, в те времена оно проходило не накануне, а прямо в день гонки, незадолго до старта. Мы просили Витю разрешить нам проехать по трассе хотя бы разок, но он был непреклонен – и в итоге мы записали только «обратку».
(Для справки – в те годы действительно можно было стартовать в раллийной гонке, не пройдя ни разу трассу в режиме ознакомления. О времена, о нравы… - прим. автора)
И надо же такому случиться, что именно перед той гонкой несколько поворотов перед мостом были прогрейдерованы – и их конфигурация немного изменилась. А я ехал, честно скажу, по памяти. Искал глазами нужный мне поворот – а когда понял, что прозевал его, было уже поздно. И поскольку скорость захода под мост была где-то в районе 160 км/ч, ошибка стала критичной – я задел стену и трижды кувыркнулся через крышу…
«Ралли в Украине»: Мда, уж лучше поговорим о будущем). Через два дня вы стартуете в Мариновке с Мишей Горшковым… Кстати, кто у вас в руле, а кто справа?
Станислав Прусс: Как-то зимой мы сидели, разговаривали на эту тему. И как-то пришли к такому решению, что Кубок Лиманов в руле поедет Миша, а чемпионат – я. Так что у Миши это будет дебют в Мариновке – он никогда раньше по этой трассе не ездил.
«Ралли в Украине»: Будешь что-то ему подсказывать? Или твой прежний опыт не пригодится – с учетом того, что конфигурация трассы радикально изменилась?
Станислав Прусс: Ну, во-первых, трассу в новой конфигурации мы и правда не знаем. Как-то недавно поехали в Мариновку, посмотреть, что да как – но Ваня Бойченко нас оттуда выгнал, так что мы по трассе не ездили). Но более важно то, что мы впервые будем стартовать на новом автомобиле, так что первые гонки будут достаточно осторожными – ведь ко всему нужно привыкать заново.
«Ралли в Украине»: У вас не так давно были тесты – какие впечатления от новой машины?
Станислав Прусс: Знаешь, насколько легко было пересесть с кит-кара на «хонду» – настолько же легко пересаживаться с «хонды» на «пежо». Машина намного легче, удобнее в управлении, она просто потрясающе интенсивно тормозит, а разгоняется, кажется, быстрее, чем ты об этом подумал. Торможение вообще не вызывает усилий, как в гражданском автомобиле. Но к этому тоже надо привыкнуть, так что мы пока прогнозов не делаем.
«Ралли в Украине»: И все же, хотя бы теоретически – по твоим ощущениям, Peugeot 208 R2 будет быстрее, чем Honda Civic Type-R?
Станислав Прусс: Потенциально – да. По энерговооруженности они практически идентичны, но за счет разницы в торможении и в управляемости Peugeot должно быть быстрее.
«Ралли в Украине»: Напоследок скажи – правильно мы понимаем, что в этом сезоне вы будете выступать за две разные команды?
Станислав Прусс: Да, верно. В Кубке Лиманов мы едем за Odessa Rally Team, а в чемпионате Украины будем защищать цвета TECE Binotel Racing Team. Такое решение было принято после разговора с Антоном Корзуном – и я надеюсь, что мы сможем привезти в команду достаточно много очков.
Фото © Александр Василюк, Владимир Рыбалко, Станислав Прусс