Трехкратный чемпион страны знает и помнит очень многое, но, как ни парадоксально, взять у него интервью удавалось немногим журналистам. Мы предприняли очередную попытку – и, кажется, разговор получился откровенным…
«Ралли в Украине»: Позволь, я начну с того, что, может быть, является самой страшной твоей тайной – почему ты так не любишь давать интервью? Нелогично: один из самых опытных и знающих спортсменов зачастую отделывается односложными ответами… Почему?
Владимир Петренко: А кому рассказывать? Складывается впечатление, что большинство людей задает мне вопросы только лишь затем, чтобы впоследствии переиначить ответы так, как им удобно. Кроме того, некоторые издания все равно публикуют только то, за что им заплатили – даже если это трижды неправда. Столкнувшись с этим один раз, другой, третий, начинаешь очень осторожно относиться к словам. А уж после ралли «Стара Фортеця-2007», когда на меня набросились, кажется, все без исключения, я и вовсе стараюсь отмалчиваться. Мне кажется, все, что я скажу, сразу же будет использовано против меня…
* Ралли «Стара Фортеця» 2007 года запомнилось многим болельщикам спорной ситуацией, возникшей при подсчете результатов предпоследнего, 12-го спецучастка. Время Владимира Петренко, зафиксированное судьями на финише этого СУ, необъяснимым образом оказалось почти на минуту лучше, чем у любого из его соперников. В ралли это называется «выпадающий результат», который может быть опротестован другими участниками согласно определенной процедуре. Поскольку протестов не последовало, результат был утвержден, что вызвало массу вопросов, возмущений и обвинений в адрес киевского экипажа – впрочем, абсолютно недоказуемых.
«Ралли в Украине»: Раз уж ты сам затронул эту сложную тему, может, прольешь свет на прошлогодние каменецкие события? Что там все-таки было с той злополучной минутой?
Владимир Петренко: Пойми, в ситуации, когда ни мы, ни судьи не могли ничего доказать, глупо было бы размахивать кулаками. Бортового видео, которое могло бы послужить каким-то доказательством, у нас не было; а слова все равно остались бы только словами. Конечно, мне пришлось пережить массу неприятных моментов – в частности, на комитете ралли, который превратили чуть ли не в товарищеский суд. Но главная проблема была в том, что ни я, ни судьи не могли ничего доказать.
«Ралли в Украине»: Знаешь, Богдан Городецкий, судья той гонки, как-то сказал мне, что в какой-то момент ты был готов взять всю вину на себя – лишь бы отвести удар от судейской бригады…
Владимир Петренко: Да, это правда, я предлагал ему такой вариант. Но Богдан – очень честный и принципиальный человек; он сказал мне, что если я не виноват, то не нужно заниматься самооговором. Тогда я принял решение отказаться от каких-либо комментариев. И, знаешь, если, не дай Бог, такая ситуация повторилась бы сейчас, я повел бы себя точно так же.
«Ралли в Украине»: Давай лучше сменим эту неприятную тему и перенесемся на 15 лет назад, когда ты впервые стартовал в чемпионате Украины. Помнишь, как это было?
Владимир Петренко: Естественно, помню. На самом первом в истории этапе чемпионата Украины, который проходил в Одессе, мы сошли; а вот второй, херсонский этап, выиграли. Тогда у нас была Lancia Delta; но через год мы вернулись к проверенной временем ВАЗовской «восьмерке».
«Ралли в Украине»: С тех пор в экипаже с тобой ездили всего пять штурманов: Женя Леонов, Игорь Полутов, Саша Дмитренко, Глеб Загорий и Дима Яровенко. Можешь как-то сравнить их с профессиональной точки зрения?
Владимир Петренко: Пожалуй, легче всего было ездить с Леоновым и Загорием. Глеб вообще такой человек, с которым очень просто работается; как ни странно, в душе он больше спортсмен, чем бизнесмен. И еще – ему легко дается то дело, которому он старается научиться. Парадоксально, но он загорелся идеей создания своей команды с самой первой нашей совместной гонки, ралли «Столица» 2005 года – а ведь она закончилась для нас довольно серьезным вылетом с трассы в лесу. И тем не менее, Глебу понравилось…
«Ралли в Украине»: И Глеб, и твой нынешний второй пилот Дима Яровенко, до того, как сесть справа в твою машину, не имели штурманского опыта. Как тебе удавалось бороться за самые высокие места, учитывая, что рядом сидели новички?
Владимир Петренко: Естественно, ехать «на видимость» в ралли нельзя; и если не доверять своему штурману, быстро не поедешь. Мы много работали, старались сначала стартовать в каких-то гонках попроще… А потом наступал момент, когда я понимал, что человек уже готов и с ним можно ехать по-настоящему быстро.
«Ралли в Украине»: Ничего себе «попроще»! Да ведь вашей с Димой первой гонкой была Ялта 2006 года, которую вы выиграли!
Владимир Петренко: Верно. Но ведь к этому моменту Яровенко уже не был абсолютным новичком – мы много занимались стенограммой, записью. Скажу тебе даже, что пару раз, когда Глеб в силу своей занятости бизнесом не успевал на ознакомление с какой-то трассой, мы прописывали ее с Димой. Затем приезжал Глеб, мы с ним проверяли готовую стенограмму и на следующий день стартовали в гонке! Так что определенный опыт у Димы уже был…
«Ралли в Украине»: И тем не менее, в украинском ралли бывают ситуации, с которыми даже самый опытный штурман ничего не может поделать… Как ты понимаешь, намекаю на летнюю гонку во Львове и ретардеры, стоявшие не на своем месте.
* Ралли «Галиция» 2008 года ознаменовалось крупным скандалом – одно из искусственных препятствий, устанавливаемых на трассе для снижения средней скорости, вдруг оказалось расположено не там, где это было предписано официальными документами гонки (так называемой «легендой»). Подобная неожиданность попросту выбила из гонки одного из претендентов на победу, Александра Салюка-младшего, а несколько других гонщиков получили повреждения своих автомобилей. Петренко же – и это засвидетельствовала любительская съемка одного из зрителей – проехал между барьерами, выложенными из покрышек, чисто, как по учебнику…
Владимир Петренко: Да, многие удивлялись, как это нам с Димой удалось пролететь между этими покрышками и не повредить машину… Есть маленький секрет. Согласись, в украинском чемпионате зрителей не так уж много, гораздо меньше, чем даже в той же Польше. Поэтому если я издалека вижу большую группу зрителей, я понимаю, что в этом месте может быть что-то нестандартное, опасное для меня, но зрелищное для болельщиков. И я… ну не то, чтобы замедляюсь, нет. Просто как-то внутренне готовлюсь к любой неожиданности, вплоть до бревна на дороге или тех же самых покрышек. Можешь назвать это чутьем или гоночным опытом – как тебе больше нравится.
«Ралли в Украине»: Но ведь та ситуация с покрышками во Львове на самом деле была крайне опасной, и нам всем крупно повезло, что никто серьезно не пострадал…
Владимир Петренко: Совершенно верно. Но я бы не стал винить во всем только организаторов гонки – ведь ошибиться может каждый. Другой вопрос, что перед стартом любого спецучастка по нему должен проезжать автомобиль безопасности, инспектирующий дорогу. Почему, например, этого не сделал старший Салюк? Не думаю, что председателю комитета ралли кто-то смог бы запретить произвести такую проверку… А обвинять «нулевой» экипаж и вовсе глупо, потому что в тот момент, когда экипаж под номером «0» прибыл на финиш, первые три машины уже были на трассе, и предпринимать что-то было поздно.
Фото © Владимир Некрасов, Сергей Кузьмич