17:17 21 Січня 2011

Валерий Горбань: как покупать ралли-кар

Несмотря на растущий интерес к автомобильному ралли в Украине, количество предложений о продаже раллийных машин пока что, слава Богу, превышает спрос.

Однако в большинстве случаев потенциальных покупателей настораживают две вещи: достаточно высокие цены на ралли-кары и отсутствие понимания, по каким критериям такую машину выбирать. Но если с ценообразованием мы поделать ничего не можем, то сделать процесс покупки более понятным и прозрачным нам вполне по силам.

Во-первых, проект «Ралли в Украине» уже начал публиковать серию обзорных материалов, подробно рассказывающих об автомобилях той или иной марки. А во-вторых, мы решили разобраться, на что же, кроме, собственно, цены, возраста, истории и ТТХ, следует обращать внимание при покупке раллийной машины. С этим вопросом мы обратились к пилоту и владельцу киевской команды Mentos Ascania Racing Валерию Горбаню, который охотно поделился своими принципами выбора ралли-кара.

«Каждый потенциальный покупатель раллийной машины должен усвоить простое правило: цена – это далеко не самый главный критерий выбора, – утверждает Валерий Горбань. – Многие думают, что стоит купить закаркашенный автомобиль – и ты уже раллист. Это не так, и в первую очередь потому, что приобретение раллийного автомобиля тянет за собой новые вопросы, главнейшими из которых являются два: каким образом его обслуживать и настраивать? И если изначально не разобраться с этими вопросами, раллийная машина может не только не доставить ожидаемого удовольствия, но и попросту превратиться в обузу».

Существует понятное всем автомобилистам правило: чем менее распространенным является автомобиль, тем сложнее будет найти для него нужные запчасти. К автоспорту оно подходит как нельзя лучше. Грубо говоря, если любую деталь на гражданский автомобиль можно купить на авторынке или в магазине, то аналогичную запчасть даже для N-групповой спортивной машины уже нужно заказывать у поставщика и ждать неопределенное время. Если же завести речь, скажем, об автомобилях А-группы (от Lada Super 1600 вплоть до WRC), то запчасти на них можно приобрести только у производителя, да и то не всегда они есть в наличии. Именно доступность запасных частей является, по мнению Горбаня, одним из важнейших критериев при выборе автомобиля.

«Совершенно очевидно, что никто не хочет купить раллийный автомобиль, поставить в гараже и не ездить на нем – все хотят гоняться и получать от этого удовольствие. Следовательно, у потенциального покупателя есть два варианта: либо приобретать машину, запчасти для которой легко и быстро можно найти в свободной продаже (идеальный пример – автомобиль класса N4-стандарт), либо до начала гоночного сезона закупиться ЗИПом с таким расчетом, чтобы ни одна поломка не вызвала сбой в четком графике гонок. Есть, конечно, третий вариант – уповать на то, что именно ваша машина вообще не будет ломаться. Думаю, всем понятно, что этот вариант является утопическим, и всерьез можно рассматривать только первые два».

Но, может быть, Валерий слишком драматизирует ситуацию? Неужели спортивные автомобили, специально рассчитанные для эксплуатации в предельных режимах, ломаются так часто? Да, возможно, каждая «спортивная» деталь сама по себе и стоит дороже «гражданской» – но так ли это важно, если ее хватает, скажем, на год соревнований? И неизвестно, что экономичнее: поменять за сезон три комплекта «гражданских» приводов или отъездить год на одном, пусть и дорогом, но «спортивном»…

«Для того, чтобы говорить с продавцом на одном языке, покупатель должен как минимум знать ресурс основных узлов и агрегатов конкретного автомобиля, – считает Горбань. – Мало кто задумывается о том, что ресурс, например, двигателя раллийного Lancer Evo IX, подготовленного по классу N4, составляет всего 1000-1200 боевых км; после этого ему нужно делать полный ребилд (что примерно составляет 2/3 стоимости нового двигателя). В то же время ресурс стандартного мотора Mitsubishi Lancer может составить от 20 до 40 тысяч боевых километров! Аналогично дело обстоит и с коробкой передач, приводами, дифференциалами и так далее. Казалось бы, спортивные детали крепче – но в силу большей мощности, снимаемой с мотора, они подвергаются большим нагрузкам. В итоге, чтобы вычислить итоговую стоимость эксплуатации раллийного автомобиля, непременно нужно представлять себе, как часто потребуют замены те или иные запчасти.

Кроме того, немаловажно и то, что каждый автомобиль конструктивно имеет так называемые «слабые места». Допустим, двигатель какой-либо машины в целом может спокойно пройти 1000 боевых км, но вот определенную прокладку или подшипник нужно менять втрое чаще. А знать это наверняка может только тот, у кого есть накопленный опыт эксплуатации данного конкретного автомобиля».

Впрочем, даже не углубляясь в тонкости эксплуатации, любой человек, задающий вопросы насчет приглянувшегося ему ралли-кара, сразу же слышит от специалистов туманные ответы вроде «зависит от настроек», «как подберешь регулировки», «смотря кто будет прошивать компьютер» и так далее. Как следствие, с самого начала у покупателя складывается впечатление, что настройка его будущего автомобиля – задача, скорее, для лаборатории НАСА, чем для обычной СТО. На деле же все обстоит несколько не так – по крайней мере, с точки зрения Валерия Горбаня.

«Безусловно, когда речь пойдет о том, чтобы отыграть у лидера ту самую, последнюю, важнейшую на свете секунду, вам потребуются тонкие настройки, – считает киевлянин. – И для этого, безусловно, придется прибегнуть к помощи специалистов высочайшего класса. Но это далеко не первая задача, стоящая перед новичком. Человеку, который только приходит в ралли, должно быть комфортно – иначе ему не понравится, и он уйдет. Говоря о «комфорте», я не имею в виду мягкие сиденья, кондиционер и кожаную обшивку салона. Нет, комфортным должно быть поведение автомобиля на дороге. Если водитель не понимает, куда едет машина, если подвеска настроена слишком жестко или мягко, если автомобиль ведет себя нервно, разгоняться на нем страшно, а тормозить еще страшнее – пилот не получит никакого удовольствия от управления такой машиной. Поэтому на первой стадии занятия ралли очень важны не столько быстрые настройки, сколько понятное и предсказуемое поведение автомобиля.

Однако, покупая раллийный автомобиль, немногие задумываются над тем, кто и как будет настраивать его перед гонками. А ведь чем реже встречается данный ралли-кар, тем тяжелее будет найти специалиста, который точно знает, что и как нужно регулировать, чтобы получить тот или иной эффект. В итоге опыт настройки такой машины придется либо покупать где-то за границей, либо нарабатывать самостоятельно, потратив на это не только деньги, но и несколько лет жизни».

Итак, в целом картина ясна: покупка раллийного автомобиля предполагает тщательное изучение и анализ огромного количества информации, так или иначе связанной с данной моделью. Какие же конкретные советы дает Валерий Горбань тем, кто собирается в ближайшее время приобрести автомобиль для занятий ралли?

«Прежде всего, необходимо точно установить комплектацию автомобиля – она имеет огромное влияние на итоговую цену. Выясните, какая на нем установлена подвеска, коробка передач, блок управления двигателем и так далее. В зависимости от производителя наиболее важных узлов и агрегатов общая стоимость автомобиля может меняться в несколько раз.

Второе по списку действие: выясните состояние всех наиболее важных узлов покупаемого автомобиля. Зачастую одинаковые по своим ТТХ машины могут стоить совершенно разных денег – только лишь потому, что одной перед продажей сделали ребилд, а другая выработала свой ресурс и для новых выступлений на ней нужно поменять половину узлов.

Далее узнайте ресурс каждого крупного узла, а также стоимость и наличие в продаже необходимых запчастей. Поверьте, выехав на гонку и сломав привод на первом же допе, вы не получите никакого удовольствия от гонки; а если нового привода придется ждать еще два месяца, энтузиазм и вовсе исчезнет без следа. Чтобы избежать этого, нужно четко понимать, что и с какой частотой придется менять, а также – где это покупать и сколько ждать доставки.

Последнее по списку, но не по значению – выясните, кто занимался настройкой данного автомобиля и готов ли он сотрудничать с вами в будущем. Вполне возможно, что ваши механики смогут обойтись и без посторонней помощи, но подстраховаться все равно нужно. Иначе, не обладая соответствующими знаниями, вы будете не ездить, а мучиться – и это, скорее всего, довольно быстро вам надоест…».

Автор © Володимир Некрасов

Фото © Сергей Холодило, Владимир Некрасов

Читайте також: