Юрий Шаповалов – один из немногих нынешних пилотов, который лично, а не по рассказам, знает, каким был Кубок Лиманов в первые годы своего существования.
Для начала – короткая историческая справка. Впервые Юрий Шаповалов стартовал в гонке Кубка Лиманов 1 мая 2004 года; это была вторая гонка в истории Кубка – и вторая в раллийной карьере самого Шаповалова. Примечательно, что Юра сходу финишировал в ней на призовом, третьем месте, уступив лишь 11 секунд другому дебютанту полного привода, своему тезке Протасову.
С тех пор Юрий Шаповалов принял участие в 24-х гонках Кубка Лиманов, одержав при этом в них две победы – обе на одесском «Куяльнике», 2011 и 2019 годов. При этом за 17 лет было лишь два сезона, когда пилот пропускал бы «лиманы» – во все остальные годы он хоть раз, но приезжал на какую-то из гонок. Именно поэтому мы и начали наш короткий разговор с воспоминаний…
«Ралли в Украине»: Юра, давай вернемся на 17 лет назад. Первые этапы в истории Кубка Лиманов. Никому не известная серия, короткие 5-километровые спецучастки… Почему многие сразу полюбили туда ездить?
Юрий Шаповалов: Ты знаешь, во-первых, сразу же понравился формат «лиманов». Ехать в Мариновку было недалеко, гонка короткая, все максимально компактно и удобно. Ну и кроме того, мне лично тогда грунтовое покрытие было намного понятнее, чем любое другое. Это уже потом, когда начал ездить в Карелию, много тренироваться – тогда я полюбил гравий. А поначалу грунт – это было именно то, что нужно, чтобы учиться и развиваться.
Вообще, Кубок Лиманов всегда был «кузницей кадров» – посмотри, как много пилотов впервые стартовали именно там. Больше того, в силу близости трассы к Одессе на гонку приезжало множество зрителей – и некоторые из них тоже впоследствии становились гонщиками. Это был отличный полигон для старта.
«Ралли в Украине»: Можешь сходу назвать какие-то ключевые отличия того, «раннего» Кубка Лиманов от нынешнего?
Юрий Шаповалов: Как ни странно, но основные принципы остались неизменными и сейчас. В «лиманах» всегда немножко проще относились к техническим требованиям, к просроченным омологациям и так далее. Все было демократично – и тогда, и теперь.
В качестве отличия скажу, что тогда мы прописывали трассу «гуськом»…
«Ралли в Украине»: …извини, но ведь ознакомление колонной практикуется в Кубке Лиманов и сейчас?
Юрий Шаповалов: Да, но сейчас все уже научились «отпускать» впереди идущую машину на какое-то расстояние. А тогда мы ехали буквально вплотную друг за другом. Сложно сказать, как мы писали стенограмму в таком режиме. Сейчас это происходит не так, как тогда.
«Ралли в Украине»: Многие говорят, что на «лиманах» всегда царила более дружеская, расслабленная атмосфера, чем в чемпионате. Ты согласен с этим утверждением?
Юрий Шаповалов: Да, потому что в чемпионате Украины тогда все было достаточно напряженно. Вспомни, какое соперничество было, например, между MacCoffee и Ace Racing – оно не ограничивалось трассой, а чувствовалось и в сервисном парке, и на официальных процедурах. А на «лиманы» все приезжали отдыхать – поэтому и обстановка была более расслабленной. Где еще можно было, например, увидеть Андрея Александрова в роли штурмана?
Но я должен сказать, что сейчас и на гонках чемпионата Украины атмосфера очень доброжелательная. В этом плане ЧУ стал намного лучше, чем 15 лет тому назад.
«Ралли в Украине»: Ты собираешься стартовать на первом этапе нынешнего Кубка Лиманов – надо полагать, в память о своем «родственнике», Викторе Шаповалове (на самом деле, Юрий и Виктор не были родственниками, а лишь в шутку называли так друг друга – прим. автора)?
Юрий Шаповалов: Вообще, я всегда с удовольствием еду на «лиманы», если позволяет время. Но в данном случае я совершенно точно могу сказать, что на первый этап, который пройдет без Виктора Александровича, я еду в память о нем. Не знаю, как сложится дальнейший сезон и будет ли у меня возможность приехать еще на какие-то этапы – но на первом я стартую однозначно.
«Ралли в Украине»: Насколько я знаю, у тебя одна боевая машина. Не боишься рисковать перед «Галицией», на которую ты тоже заявлен, и которая пройдет буквально через неделю после «Покровского Кольца»?
Юрий Шаповалов: Да, машина у меня одна. Зимой была задумка насчет того, чтобы построить новую, но пока это откладывается. А по поводу того, боюсь ли я рисковать… Хорошо это или плохо, но в последние годы я участвую в ралли только потому, что мне это очень нравится, я это искренне люблю. У меня нет возможности тренироваться так же много, как это было раньше. Зачастую я приезжаю на гонки вообще без тестов, и первые спецучастки трачу просто на то, чтобы войти в ритм. Я не езжу на пределе возможностей. Просто получаю удовольствие от любимого спорта – и считаю, что время «завязывать» еще не пришло.
«Ралли в Украине»: Будешь ли заявлять команду Shapovalov Rally Team, за которую ты стабильно выступал в прошлые годы?
Юрий Шаповалов: Это всегда было инициативой «родственника» – он звонил, предлагал поехать за его команду, я никогда не отказывался. Поэтому и сейчас я не буду заявлять команду сам, но, если, например, Денис (сын Виктора Александровича – прим. автора) или кто-то другой сделает это и предложит мне присоединиться, я соглашусь.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Евгений Олейников, Владимир Рыбалко, Александр Василюк