В преддверии первого в истории этапа Кубка Лиманов в Херсоне мы решили задать несколько вопросов его организатору, Виталию Лемецу.
До прошлого года имя Виталия, в основном, было известно во внедорожных кругах; да и в классическом ралли он тоже впервые стартовал именно на внедорожнике. Дело было в Мариуполе, где впервые в украинской истории на старт раллийной гонки вышли участники будущего класса Cross Country – как раз одним из них и был Виталий Лемец.
Дальше – больше: уже зимой стало понятно, что ралли пришлось херсонцу по душе и он взялся за организацию первого этапа ЧУ-2021, ралли «Чумацкий Шлях». О той гонке мы писали много и разное; она, безусловно, запомнилась всем – и сейчас именно ее мы взяли в качестве отправной точки для нашего интервью.
«Ралли в Украине»: Весенний «Чумацкий Шлях» был фактически первой гонкой, где вы выступили в роли организатора этапа ЧУ. Сейчас, когда прошло уже почти полгода – как вспоминается та гонка? Как «полный кошмар» или как «полный кайф»? Может быть, можно выделить какой-то момент, который запомнился больше всего?
Виталий Лемец: Воспоминания, на самом деле, только хорошие. Мне было бы намного тяжелее, если бы я проводил гонку «на пустом месте». Но у меня была огромная поддержка старших товарищей и наставников – Олега Александровича Петрищева, Владимира Геннадьевича Киселева. Благодаря этому с большим количеством проблем удалось справиться относительно безболезненно.
А самый запомнившийся момент – это когда я воскресным утром вышел из дому и увидел, что все залито водой. Накануне, если помните, была отличная солнечная погода, и я ложился спать в прекрасном настроении. А утром вышел на порог и понял – все, приплыли. И вот я еду в карьер, а телефон разрывается – все спрашивают, что делать? Ехать или не ехать? Расставлять посты или нет? Будет гонка или не будет? А я понимаю, что если у меня на участке стоят лужи – значит, дождь был серьезный, и Тягинку он точно не пощадил… Вот эти минуты запомнились больше всего.
Вообще, если честно, я гораздо больше расстроился за организаторов «Мариуполя», чем за себя. Я ведь еще после прошлогодней приазовской гонки решил, что обязательно проеду ее и в этом году. Но когда мы были уже в дороге, с каждой минутой по мере приближения к Мариуполю становилось понятно, что организаторам будет очень тяжело. Небо темнело, километров за 50 до города начался дождь. Я понимал, сколько труда ребята вложили в эту гонку – и мне было очень обидно за них.
«Ралли в Украине»: Труд организатора – очень неблагодарный. Стараний много, а по итогу – чаще критикуют, чем благодарят. Не опускаются ли руки после очередного мероприятия?
Виталий Лемец: Конструктивная критика – это всегда хорошо. Ведь мы же должны становиться лучше, если, конечно, хотим этого. Поэтому критику я воспринимаю, как нечто полезное и само собой разумеющееся. Для всех хорошим не будешь, это факт.
А руки не опускаются, ни в коем случае. Конечно, мы сейчас сталкиваемся с трудностями – но я уверен, что через пять-десять лет мы будем смеяться над ними. Вспоминать и смеяться.
«Ралли в Украине»: В условиях пандемии карьер – едва ли не идеальное место для проведения соревнований. В то же время, нельзя не признать тот факт, что многим эта трасса уже «приелась». Чисто теоретически, можно ли ожидать в будущем, что ралли переместится из карьера куда-то? И если да, то куда?
Виталий Лемец: Прежде всего, я должен сказать, что у карьера есть огромный потенциал – если проявить фантазию, там можно придумать еще очень много новых вариантов трассы. Но правда и то, что мы работаем над новыми спецучастками – об этом я пока рассказывать не буду, пусть станет приятным сюрпризом в свое время.
Главная задача сейчас – это запустить новую трассу для параллельных гонок, которая больше не будет проходить на Таврическом…
«Ралли в Украине»: Вот это да! Но почему? Ведь «Таврический» – это самая настоящая легенда украинского ралли!
Виталий Лемец: Да, но 90% жителей окрестных домов считают по-другому. Добро еще, когда проходит гонка чемпионата Украины – это все-таки событие такого масштаба, который всем понятен. Но если, например, среди лета кто-то хочет выехать на тесты – это катастрофа. В открытые окна летит пыль, люди тут же начинают возмущаться, вызывать полицию… Ни к чему хорошему это не приводит.
«Ралли в Украине»: Мда, удивительно. Если бы я жил в доме с окнами на «Параллельку», я бы всякий раз, как только увидел раллийную машину, выбегал бы на улицу – узнать, кто это и что это…
Виталий Лемец: Такое тоже бывало. Мы когда-то тренировались и в ходе процесса оторвали колесо. Ищем-ищем, не можем найти – улетело куда-то в траву. И тут вдруг идет какой-то мужик и несет нам наше колесо. Я, говорит, в окно за вами смотрел – вижу, колесо улетело, а вы его вообще не там ищете… Так я вышел, решил помочь.
Но это редкий случай. В основном люди недовольны гонками, поэтому мы решили перенести трассу подальше от жилых домов. Сейчас решается вопрос о придании ей статуса спортивного объекта – чтобы дорога могла работать не раз в год, а постоянно.
«Ралли в Украине»: Новость о том, что в Херсоне пройдет этап Кубка Лиманов, стала настоящей сенсацией – ведь такого никогда раньше не было. Раскройте тайну – в чью светлую голову пришла эта идея?
Виталий Лемец: Это коллективное решение. Я не стану говорить, что бежал впереди паровоза и первым это придумал. Мы собрались в клубе, обсудили. Созвонились с Федей Бабинцом – и чуть ли не одновременно друг другу предложили провести в Херсоне «лиманы». Так оно все и было – коллективно.
Мне кажется, что Кубок Лиманов – это очень востребованный продукт. И его нужно продолжать проводить, как минимум, в память о Викторе Александровиче. Ну, а Херсон – это идеальное место. Очень близко от Одессы, где это все зарождалось. Ну и потом – у нас ведь тоже есть Днепровский лиман) Так что, как говорится, где, как не тут.
«Ралли в Украине»: В свете череды отмененных из-за погоды соревнований (имею в виду сначала Мариуполь, а затем и Харьков), спрошу – есть ли у вас «план Б» на случай сильных дождей? Ну, например – две разных конфигурации дороги, или шаманский бубен, или что-то еще в том же духе...
Виталий Лемец: Наш рецепт – постоянно работать с трассой. После дождевой весенней гонки ее было очень сложно восстановить, но мы это сделали. И с тех пор постоянно следим за дорогой, подсыпаем, выравниваем, делаем дренажи. Хотя дренажи – это очень тонкий момент, тут надо быть осторожным, чтобы в месте дренажа случайно не «ушла» и сама дорога. Я сам, конечно, не грейдерист – но понемногу осваиваю все эти премудрости. Все это опыт, который пригодится в будущем.
Подводя итог, скажу – мы понимаем, что играть в «угадайку» с погодой невозможно. Поэтому мы настроены проводить гонку в любом случае и стараемся подготовиться к ней как можно лучше. Ведь самое главное в ралли – это спортивная составляющая, без которой все остальное теряет смысл.
«Ралли в Украине»: Что ж, спасибо за интервью…
Виталий Лемец: Вам спасибо – ведь это тоже опыт!
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Лариса Лифшиц, Антон Реуцкий, R&G Project