За прошедшим этапом чемпионата Украины по ралли я впервые в жизни наблюдал в совершенно необычной роли – роли комментатора происходящих событий.
Непосредственно о трансляции – точнее, о своих впечатлениях от нее – я расскажу чуть ниже; а для начала позвольте коротко пройтись по основным аспектам этой гонки. Поскольку у меня в голове они разложились, так сказать, по нескольким полочкам – я не буду изобретать велосипед, и прямо с этих полочек импортирую свои мысли в буквы.
Организация – сказал бы, что отличная, если бы не один момент, а именно задержка старта второго дня ралли. Подозреваю, что кое-у-кого седых волос на голове за эти 49 минут прибавилось изрядно; но по итогу все закончилось благополучно. Больше того, если верить Борису Гандже (а у нас нет причин ему не верить), то сами спортсмены даже получили определенное удовольствие от спонтанной тусовки, возникшей на старте СУ3.
В общем, их можно понять. Редко когда пелотон собирается вместе не посреди города, в центре внимания болельщиков, а вот так – в лесу, на старте допа, без суеты, лишних глаз и объективов. В такие моменты, как ни странно, из ниоткуда возникает ощущение некоего спортивного братства, которое создает настроение на весь оставшийся день. Сделайте паузу, вспомните похожие ситуации в своей жизни – например, когда у вас в доме пропадает электричество). Интернета нет, света нет, телевизора нет – в кои-то веки хоть поговорить можно…
Вот так и тут. То есть, конечно, я далек от мысли хвалить организаторов за сбой в расписании гонки – но некий позитив от этого сбоя все же был. А поскольку других видимых косорезов не наблюдалось, то и не будем заострять внимание на этой ситуации.
Состав участников – тоже не скажу ничего плохого. Без малого тридцать бортов на старте – это вовсе не так уж мало по нашим временам; и в любом случае, это в полтора раза больше, чем на прошлогодней «Умани». Да, хотелось бы видеть больше ребят из «лиманов» – однако и их тоже можно понять; ведь уже скоро второй этап этого турнира, а бюджеты, увы, не безразмерны.
Интрига – ну почти. Идеально было бы, если бы еще и в классе 2WD вопрос о победителе не был снят с повестки дня до конца гонки. Но после сходов Белоусова, Коршикова и Ивченко, увы, составить конкуренцию братьям Гнатенко не смог никто. И это, пожалуй, единственное, на что можно пожаловаться в контексте недостатка спортивной борьбы.
Но зато – какой невероятный прорыв с седьмой позиции на третью осуществил Юрий Хомицкий! А какой напряженный поединок имел место весь второй день ралли между Денисом Лохманом и Андреем Шевченко! Вы ведь обратили внимание на то, что Денис на последнем допе (!) отыграл у Андрея 6,5 секунд и вместе с ними одну позицию? А то, что до этого спортсмены в ходе гонки еще трижды менялись местами – вы тоже заметили? На мой взгляд, это вполне соответствует тому духу борьбы, который на каждом ралли отмечается Трофеем имени Юрия Кочмара…
Ну, и конечно же – какая драма развернулась на финише гонки в классе 2WD Open. Лидировавший Михаил Горшков сошел незадолго до финиша, а победитель первого этапа Сергей Рудьковский так и вовсе – пересек финишный створ, после чего остановился и не смог проехать финальную дорожную секцию! Что бы вы сказали, если бы эти события происходили среди претендентов на победу в абсолюте? «Невероятно!», «фантастика!», «вот это гонка!»... А ведь в моноприводе накал страстей точно такой же, как и в абсолюте; просто ПиАра меньше, вот и все.
Погода – ну да, погода… Жарко, пыльно, это правда. В горах оно, конечно, гораздо кайфовее. Но тут уж ничего не поделать – само расположение трассы (и, особенно, ее городской части) таково, что если нет ветра – то пыли просто некуда деваться. И если коротенькую херсонскую параллельку, в общем-то, можно хотя бы поливалками окропить, то пять километров мотокроссовой трассы в Умани без небесной канцелярии не польешь. Единственное, что было обидно – что ветер (и причем неслабый) поднялся ровно за три машины до окончания первого дня гонки. Ну вот на часик-полтора бы раньше, и было бы вообще хорошо.
Ну и, наконец, трансляция. Скажу сразу – мне комментировать ралли понравилось. Во многом благодаря тому, что коллектив Autosport TV, который это дело осуществлял, заслуживает всяческих добрых слов. Все происходило без лишней суеты, толково, спокойно, на полном позитиве. Я бы, например, простояв два часа на солнце и в клубах пыли с камерой, вряд ли мог оставаться уж очень жизнерадостным человеком – а этим хоть бы хны. Возвращаются в палатку после проездов канала, рожи грязные, рот до ушей, шуточки-прибауточки. В общем, атмосфера у нас там была великолепная, за что парням и девушкам отдельное спасибо.
Опять-таки, нужно отдать должное современным технологиям, которые позволяют тебе сидеть в чистом поле, наблюдать за гонкой воочию, и иметь при этом отличный интернет, как «на выход» (для передачи картинки и звука), так и «на вход» (для слежения за результатами СУ). Если бы комментировать нужно было из студии где-то в городе, мы бы справились, боюсь, гораздо хуже. Цифры, конечно, остались бы цифрами – а вот эмоционально было бы намного печальнее.
Вместе с тем, я был бы не я, если бы не отметил пару моментов, которые можно в будущем улучшить. Во-первых, и «в-главных», обязательно нужно вспомнить опыт «Ралли-радио» и засылать одного-двух людей в парк сервиса и, например, на финиш одного из спецучастков. Можно даже без камер, поскольку это технически сложно – достаточно просто с мобильной связью.
Что это даст? А то, что многие вопросы, которые в ходе трансляции зависают в воздухе, будут с помощью этих людей разрешаться. Ну, например – мы вот в упор не заметили, что Юра Хомицкий ехал мимо нас с пробитым колесом. То ли он не тем боком был к камерам, то ли у нас глаза не там выросли. А человек, стоящий на финише допа, это сразу бы увидел, доложил бы по телефону в студию, я бы транслировал это в эфир – и все бы все знали.
Про парк сервиса вообще молчу. Там можно было бы и подсмотреть, кто какие колеса ставит, и узнать у механиков, кому что меняли/ремонтировали, и спросить пилотов, как проходит их гонка изнутри автомобилей. Время от времени выводить такого лазутчика в эфир, даже без картинки – было бы очень интересно и познавательно.
Во-вторых, надо что-то придумывать с паузами между проездами. Нет, ребята и так демонстрировали чудеса оперативности, подготовив три маленьких сюжета о предыдущем дне ралли плюс умудрившись доставить в студию онборды с только что прошедших спецучастков. И это, конечно, очень круто – но можно круче.
Например: иметь в запасе сюжеты о предыдущем этапе чемпионата (или даже о предыдущем чемпионате). Приглашать в перерывы кого-то из спортсменов, не участвующих в гонке. Отснять заранее ролик с прогнозами на данную гонку – и прокомментировать, сбываются ли они. Подготовить пару сюжетов на общие темы – правила ралли, устройство автомобилей, деление на классы, требования безопасности, наконец. В общем, не отпускать зрителя от экрана ни на минуту – ну разве что за пивом в холодильник.
Понятно, что всем этим имеет смысл заморачиваться только в том случае, если такие трансляции будут системными, постоянными. Раз в году сделать конфетку, а потом уйти в тень еще на год – это, конечно, тоже хорошо, но слишком хлопотно и КПД невысокий. А вот если иметь понимание, что аналогичные трансляции будут и в Киеве, и в Херсоне, и в Ивано-Франковске – вот тогда да, стоило бы провести дополнительную подготовительную работу.
В заключение отвечу на вопрос – буду ли я и дальше комментировать ралли таким образом? Ну, во-первых, пока что меня никто не звал))). А во-вторых, если и позовут, то надо будет хорошенько подумать. Потому что для одного раза у меня всяких «домашних заготовок» хватило – но ведь не будешь в каждой гонке пересказывать одни и те же байки или статистические факты? Поэтому, несмотря на все мои позитивные впечатления, вопрос пока остается открытым…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Александр Василюк