На самом деле, конечно, вторая новость – вовсе и не новость. Любой, кто более-менее глубоко погружен в тему украинского ралли, понимает, что оно, мягко говоря, находится не очень близко к лучшим мировым образцам. Я бы даже рискнул использовать здесь слово «пропасть». И, само собой, преодолеть эту пропасть можно только одним способом – много и долго работать.
И здесь мы возвращаемся к хорошей новости – вчера я увидел у нового комитета ралли не только понимание этой необходимости, но и готовность к работе. Заседание, на котором я побывал в качестве члена экспертной группы, было одним из самых продуктивных и прагматичных среди всех аналогичных собраний, которые я видел (а за последние дюжину лет я видел их немало). Этот тезис, безусловно, требует расшифровки, поэтому садитесь поудобнее и приготовьтесь к большому тексту.
Первое, что мне очень понравилось – это отсутствие какого-либо «балласта». Все собравшиеся, включая и тех, кто подключался по видео-конференции – безусловные профессионалы, каждый в своей области. Какой бы вопрос не поднимался в ходе заседания, всегда находился минимум один человек, обладающий специальными знаниями по данной теме. Как только требовалось сопоставить какие-либо цифры или статистические данные – сразу же находился эксперт, который этими данными располагает. А это, знаете ли, очень упрощает дело и экономит время.
Второе, что меня даже слегка удивило – это отсутствие неконструктивных амбиций. Не секрет, что между многими уважаемыми людьми в нашем ралли достаточно часто возникают идеологические или иные противоречия, перерастающие, как говорил Фрунзик Мкртчян, «в личную неприязнь». Так вот, даже намека на потенциальный конфликт я вчера не увидел. То ли все присутствующие решили с этим повременить, то ли действительно мыслят схожим образом – но факт есть факт: комитет смотрит в одном направлении, и никаких движений в стиле «лебедь, рак и щука» сходу мною замечено не было.
Третье, что хотелось бы отметить – правильная организация работы самого комитета. В ходе подготовки к заседанию все имеющиеся насущные вопросы были разбиты на пять смысловых блоков – причем, каждый блок был сразу же закреплен за отдельной рабочей группой в составе трех-четырех членов КР. Таким образом, все неотложные задачи были не только озвучены и обсуждены, но и сразу же делегированы конкретным людям. Теперь, с той или иной периодичностью, каждая из рабочих групп будет озвучивать результаты своих действий – таким образом, можно будет достаточно легко оценить, движется ли дело, и если «да», то в какую сторону)).
Итак, что же КР считает самым важным в данный момент? Локально – подготовку и публикацию общего регламента ралли на 2021 год. Времени на это практически не осталось, поэтому принято решение – взять за основу регламент 2020 года с внесением в него тех замечаний и предложений, которые были высказаны в конце прошлого года. На это выделено две недели, после чего обновленный регламент будет согласован с промоутерами и участниками соревнований и опубликован. Ну, а уж к сезону-2022 поставлена задача – привести украинские документы в соответствие с существующими европейскими и ФИАшными (с максимальной адаптацией к нашим условиям).
Более глобальная и сложная задача, которая является принципиальной позицией комитета – обеспечить на всех этапах чемпионата Украины одинаково высокие стандарты хронометража, работы секретариата и системы GPS-слежения за экипажами. Данные стандарты будут четко описаны (либо в регламенте, либо в отдельном документе), после чего промоутерам будет предоставлен выбор – обеспечить соответствие этим стандартам своими силами либо привлечь для этого стороннего поставщика данных услуг. В любом случае, позиция комитета выглядит весьма жесткой: нет GPS-трекинга – нет этапа ЧУ.
Естественно, при данном раскладе тут же возникает вопрос – за чей счет банкет? Очевидно, что реализация данного плана потребует дополнительных затрат, и лягут они, как ни крути, на плечи участников путем повышения их стартовых взносов. Рабочая версия выглядит так: одна часть стартовых (примерно 60%) будет, как и раньше, перечисляться непосредственно промоутеру соревнования, вторая (примерно 40%) – пойдет на отдельный целевой счет, с которого будут оплачиваться исключительно услуги по обеспечению хронометража и контроля движения экипажей. В целом возможно увеличение стартовых взносов примерно в 1,5 раза относительно существующих; в абсолютных цифрах – порядка 100-150 евро с экипажа.
Предупреждая взрыв возмущения, выскажу свою личную позицию по данному вопросу. Чтобы начать жить лучше, нужно не меньше тратить, а больше зарабатывать. Во всех без исключения соседних странах, на чемпионаты которых мы стараемся равняться, стартовые взносы существенно превышают украинские. Потому что другого способа повысить уровень проведения соревнований и, главным образом, уровень их безопасности, просто не существует. И раз наши соседи постепенно к этому выводу пришли – то, очевидно, придется прийти и нам.
Другой вопрос, что облегчить финансовую нагрузку на каждого участника можно путем увеличения количества этих самых участников. Для этого комитет ралли планирует максимально расширить спектр той техники, которая будет допускаться к участию в ЧУ – начиная от прототипов и автомобилей WRC и заканчивая подготовленными внедорожниками и UTV, как это было сделано в 2020 году на «Мариуполе» и «Столице». Отдельное внимание будет уделено также историческим автомобилям, которые, согласно европейской практике, могут проходить лишь часть дистанции, причем перед основным каналом. По большому счету, позиция комитета здесь тоже предельно проста: все, что соответствует требованиям безопасности, может и должно ехать в чемпионате.
На самом деле, в ходе заседания обсуждался и еще целый ряд важных вопросов. Это и изменение принципа командной борьбы и командных заявок на сезон, и перспектива асфальтовых этапов ЧУ, и повышение медийной (коммерческой) привлекательности чемпионата, и многое другое. Но сейчас я предлагаю все же сделать небольшую паузу и «переварить» хотя бы ту часть новостей, которая была изложена выше. Почему-то у меня есть уверенность, что и до других вопросов мы очень скоро дойдем.
Фото © Владимир Некрасов