Думаю, никто не станет спорить, если я скажу, что очень многие события ралли «Ворота Украины» были достаточно понятными и легко прогнозируемыми. Так, изначально было понятно, что былой наполняемости канала, как говорится, «годі й чекати». И времена нынче совсем не раллийные, и бюджеты никак не прошлогодние. Крымская и донецкая части пелотона волей судьбы оказались фактически отрезаны от соревнований; да и в остальных регионах нашей страны ситуация не сахар. Добавим к этому фактор удаленности Закарпатской области от городов, где базируются крупные команды – Киева, Одессы, Днепропетровска, Харькова…
В общем, ожидать аншлага не приходилось – хотя, конечно, и столь малочисленного состава тоже никто не предвидел. Печальная статистика: так мало машин на старте этапа ЧУ не было почти 15 лет, с ралли «Карпаты» 2000 года. И, отдавая должное мужеству и упорству тех, кто все же доехал до Закарпатья, нельзя не признать: от былой конкуренции не осталось и следа.
Кстати, любителям истории будет интересен тот факт, что только одна машина в нынешнем пелотоне чисто теоретически могла участвовать в упомянутом ралли «Карпаты» 2000 года – конечно, речь о Lancia Delta Сергея Чекана. Все остальные автомобили были построены уже в XXI веке, а вот она – могла бы (хотя по факту не участвовала; тот период был не самым удачным в жизни «итальянки»). В ралли «Ворота Украины» 2014 года «граля» финишировала второй в классе и восьмой в абсолюте, что в некотором роде тоже является ярким свидетельством текущего уровня конкуренции.
Фактически, помешать Саше Салюку выиграть этап могло разве что какое-то чудовищно несчастливое стечение обстоятельств. Вполне понятен выбор пилота, павший на N-групповую «эволюцию»; как метко выразился один из болельщиков, «він міг би їхати на ровері моєї бабці, все одно був би першим». Пусть простит рядового зрителя остальная часть пелотона, но превосходство Салюка над всеми без исключения соперниками было ну уж очень заметным.
А вот уровень организации соревнования лично для меня оказался приятной неожиданностью – в том смысле, что опасался я худшего. Да, как остроумно заметил официальный сайт ФАУ, данное ралли отличалось от «прошлогодних громогласных этапов». Да, разница в качестве документации, в локациях штаба и сервисного парка, в количестве персонала и так далее была, безусловно, заметной. Но, тем не менее, с учетом всех имеющихся обстоятельств, к Сергею Еженкову претензий быть не может: он сделал все, что было в его силах и на что хватало финансов.
И сделал, в целом, добротно и с душой. Не скажу ни одного плохого слова, например, в адрес церемонии открытия соревнования, совмещенной с награждением прошлогодних призеров ЧУ. Сцена, стартовая арка, живой звук (музыкантам, кстати, отдельный респект за точность сопровождения) – все было на месте, все как положено. Да и сам Сергей Петрович в костюме и при галстуке придавал мероприятию особенный колорит)).
Увы, далеко не все неожиданности данной гонки были столь же приятными. К примеру, сюрпризом для меня стало решение ряда гонщиков, выступающих на омологированной технике, заявиться в национальный класс У3500. Напомню: согласно регламенту автомобили национальных классов не участвуют в абсолютном зачете чемпионата; они разыгрывают только чемпионские титулы в классах плюс звание обладателей Кубка Украины в группах 4WD и 2WD. Соответственно, после данной перегруппировки в абсолюте ЧУ на данном этапе очки набрали всего три пилота: Салюк, Чмых и Ганджа! Извините за тавтологию, абсолютная неожиданность, как для меня лично…
Кстати, удивило и отсутствие в регламентирующих документах какого-либо упоминания о Кубке Украины как таковом. Собственно, большой беды в этом нет, поскольку, согласно нормативным документам, Кубок Украины является не более, чем параллельным зачетом на этапах Чемпионата, и отдельного регламента не требует. Тем не менее, ситуация может трансформироваться в некий юридический парадокс. В регламенте следующего этапа ЧУ, ралли «Чумацкий Шлях», указано, что данное соревнование является ВТОРЫМ этапом Кубка Украины. Как следствие, рано или поздно возникнет логичный вопрос: а был ли первый?
Продолжая логическую цепочку моих «удивлений», отмечу среднюю скорость на СУ «Поляна» и «Нижние Ворота» (один и тот же доп в противоположных направлениях). Во всех случаях у победителя она превышала 130 км/ч; суммарная же средняя по гонке у Салюка составила 126 км/ч. Опять же, претензий к организатору в данном случае быть не может, ибо с некоторых пор ограничение средней скорости в 130 км/ч для национальных соревнований носит, скорее, рекомендательный, нежели законодательный характер. Но, черт возьми, если такие цифры получаются при помощи использования двух ретардеров, то сколько же составила бы реальная средняя скорость без них? И это ж на асфальте… Жутко представить, по правде говоря.
Но наибольшее удивление, плавно переходящее в разочарование, вызвало у меня вывешенное на официальной доске объявлений решение КАС ФАУ, гласящее, что с момента его публикации считаются утратившими силу пункты Общего регламента ралли 67.6.3 и 67.6.4. Для тех, кто не владеет данным документом в совершенстве, поясню: перечисленные пункты касались правила «моношины», т. е. предписывали участникам класса N4 использовать исключительно покрышки Pirelli (а для гравийных гонок – исключительно Pirelli K4). Весьма важно отметить, что данное решение было принято 20.06.2014 – иными словами, за сутки до начала административных и технических проверок первого этапа ЧУ.
Друзья мои, а вот это уже никуда не годится. Оставим разговор о целесообразности такого решения, которое фактически возвращает нас в гонку бюджетов. Опустим даже тот момент, что, согласно правил, в ходе сезона в регламентирующие документы вносятся только те изменения, которые продиктованы соображениями безопасности (а это явно не тот случай). Но, простите, кто ж совершает такие телодвижения в момент, когда участники гонки как минимум в дороге, а как максимум – уже на тестах?
Допустим, некий пилот Х приехал на ралли, имея с собой только разрешенные Pirelli – и тут прозрел, узнав, что теперь можно использовать что угодно? Значит, его конкуренты теоретически имеют перед ним преимущество, не так ли? Можно повернуть и по-другому: а если некий пилот Y НЕ ПОЕХАЛ на гонку, поскольку у него не было Pirelli – и накануне гонки, оставшись дома, узнал, что, оказывается, можно было ехать и на Michelin или DMack? Что же это за равные условия, позвольте спросить?
А ведь можно было сделать по-другому. О том, что покрытие данной трассы представляет собой специфический «карпатский асфальт», было известно давно, причем организатор этого не скрывал. И совершенно незачем было из-за этого вносить изменения в Общий регламент ралли. А нужно было, всего-навсего, за две недели до гонки выпустить бюллетень: мол, так и так, поскольку покрытие данной трассы является асфальтовым чисто номинально, разрешить использование на данном этапе ЧУ любых типов резины. Число, подпись, согласовано, опубликовано – все, вопрос решен! Разве не так?
Предвижу упреки – что ж ты, такой умный, молчал раньше? А я не молчал. Один из потенциальных участников гонки (не буду называть его имени, поскольку он так и не поехал на нее) обращался ко мне за консультацией – а что делать с покрышками на данном этапе? И получил однозначный ответ: добиваться от организатора соответствующего Бюллетеня. Не знаю, что он предпринимал дальше, но сам факт имел место.
Конечно, кто-то скажет: да ладно, разве это решение повлияло на ход соревнования и его итоги? Не знаю, может, и нет. Но с точки зрения чистоты спортивной борьбы и корректности применения правил данное решение КАС выглядит абсолютно непрофессиональным. И, к моему огромному сожалению, чем дальше, тем меньше меня это удивляет…
Фото © Владимир Некрасов