Мне полных 46 лет; из них 20 плотно связаны с автомобильным ралли. Это означает, что, с одной стороны, я уже довольно много знаю – а с другой, еще довольно много помню. Вот и сейчас, посмотрев одно короткое онборд-видео с ралли «Галиция», я напряг память – и быстренько нашел одну из своих первых статей, опубликованных на сайте «Ралли в Украине» весной 2008 года.
Статья называлась «Салюк и его автобус» – короткое и емкое название, мне даже сейчас оно нравится. Речь в ней шла, среди прочего, о том, что лидер ралли «Стара Фортеця»-2008, Александр Салюк-младший, чуть не угодил в аварию на одном из спецучастков, поскольку на трассе откуда ни возьмись оказался… туристический автобус.
Теперь посмотрите и вы то самое онборд-видео, о котором говорилось двумя абзацами выше. На нем вы увидите, как лидер ралли «Галиция»-2021 Александр Салюк-младший чуть не угодил в аварию на одном из спецучастков, поскольку на трассе откуда ни возьмись оказались… два мотоциклиста (или велосипедиста, или мопедиста, черт их там разберет. Два потенциальных жмурика, короче). На всякий случай – публикуется видео с разрешения экипажа.
Прошло 13 лет, ничего не изменилось. На трассах украинских раллийных соревнований по-прежнему могут откуда ни возьмись появиться любые посторонние лица или предметы – автомобили, грузовики, мопеды, пешеходы. Разве что динозавров пока не было – но их, говорят, в Украине вообще достаточно редко встретишь. А все остальное было.
В такие моменты поневоле задумываешься – а стоит ли опять поднимать эту тему, если ничего все равно не меняется? Ну да, можно восхититься мастерством (нет, не так – МАСТЕРСТВОМ) Саши Салюка, молниеносно и уверенно отрулившего от внезапных встречных объектов. Можно еще раз поблагодарить Бога, что уберег эти объекты от ранних похорон, а Сашу с Володей Равинским – от тюрьмы (или, как минимум, уголовного дела). Можно даже грозно нахмурить брови и потребовать крови организатора гонки – но толку-то от этого? Ведь ничего же не меняется…
Но я все равно пишу, писал и буду писать, вынося, тем самым, «сор из избы». Потому что, может быть, возраст и опыт позволят в этот раз чуть ближе подойти к решению проблемы, чем это удавалось сделать в прошлые разы.
Давайте для начала определимся с терминологией. Если очень грубо разделить всех людей, находящихся на ралли в момент его проведения, на группы, то их получится четыре:
- участники процесса. Это и гонщики, и официальные лица, и маршалы, и представители медиа – в общем, все, кто занимается процессом профессионально. Они всё понимают, с ними легко.
- болельщики. Это, в основном, друзья участников процесса, которые приезжают на ралли специально ради ралли. Они, в основном, тоже всё понимают, с ними тоже несложно.
- зрители. Это, прямо говоря, случайные люди, узнавшие о мероприятии и решившие, что это неплохой вариант провести уикенд. Они мало что понимают, но изначально хотя бы знают, что тут гонки и это достаточно опасно.
- посторонние. Местные жители, туристы, грибники, рыболовы и другие разновидности homo-наверное-sapiens, которые чисто случайно оказались в зоне проведения ралли и слыхом не слыхивали о том, что это такое и чем может для них грозить. Вот с ними хуже всего.
Болельщик знает расписание заездов и правила безопасности, поэтому ему достаточно прохождения первого из «нолей», чтобы он забыл о шашлыках и встал в стойку суслика в самом удобном и комфортном месте. Зрителя можно предупредить свистком, отогнать матюком, в конечном итоге погрозить кулаком. С посторонними сделать ничего нельзя. Их карма, их смысл, их предназначение – появляться внезапно, в самую неподходящую минуту и в самом неподходящем месте. Они ничего не знают, они ничего не понимают, они ничего не хотят слышать, потому что им прямо сейчас надо вот именно сюда и пофиг.
У постороннего в голове – что угодно, кроме ралли. Грибы, дрова, корова, самогон, кум, кума, дети, свиньи, дети-свиньи и еще черт знает что. Посторонний идет себе по лесу или едет на мопедике, размышляет о вечном – а тут оп-па! Салюк под 170 км/ч вваливается в левую двойку прямо ему в морду. И самое печальное, что Салюк-то уехал – а посторонний так ничего и не понял.
Так вот, главной миссией любого организатора любого ралли является перевести максимальное количество посторонних в разряд зрителей, а уж потом, если повезет, то и в категорию болельщиков. Как же это сделать?
Увеличивать количество маршалов трассы. Идея хорошая, но заведомо безнадежная, потому что в городе это еще как-то работает, а вот в лесу у каждого дерева маршала не поставишь, и все Карпаты ленточками не обвяжешь. Соответственно, посторонние легко найдут возможность заниматься своим любимым делом, а именно – внезапно возникать где ни попадя. При этом на все предупреждения маршалов они будут отвечать одинаково – не свисти, денег не будет. И что характерно, денег на маршалов действительно никогда не хватает, это факт.
Увеличивать количество и качество «нолей», т.е. автомобилей безопасности. Идея тоже хорошая, но тоже малоэффективная. Потому что, во-первых, украинские «ноли» зачастую верны традиции проехать один-два допа, после чего поломаться и виновато развести руками. А во-вторых, даже если «ноль» едет до финиша, то между ним и первым боевым проходит от трех до десяти минут, и посторонние прекрасно успевают в этот промежуток вклиниться – а значит, все ваши усилия опять пропали.
Увеличивать информационное поле задолго до начала соревнования. Вот это – самая эффективная из возможных идей, потому что в этой борьбе все методы хороши. Каналами коммуникации с посторонними могут быть электронные и эфирные СМИ, соцсети, видеоролики, раздаточный материал, листовки на заборах и воротах, местные священники и председатели ОТГ и еще сотня способов, придумать которые не составляет труда – если подумать.
И поскольку, как показывает практика, промоутеры соревнований эту работу выполняют недостаточно хорошо, значит, заняться ею должен кто-то еще. Я не знаю, допустим – какая-нибудь специальная «Группа Раллийной Информационной Безопасности» (кстати, хорошая аббревиатура ГРИБ, дарю). Возможно, ее нужно создать при комитете ралли. Возможно, в ней нужно собрать нескольких креативных людей. Возможно, в нее нужно привлечь кого-то из наиболее сознательных спортсменов. Возможно, ей нужно искать финансирование у меценатов процесса. Это все непросто, и никто раньше такого не делал – но, возможно, это будет хоть каким-то решением.
Мне полных 46 лет; из них 20 плотно связаны с автомобильным ралли. На моей памяти в различных соревнованиях погибли трое выдающихся украинских спортсменов, с двумя из которых я дружил, один фотограф и один зритель. И я хочу дожить до старости таким образом, чтобы этот список больше не увеличивался. Поэтому, если что – то я готов помочь.
А вы?
Фото © Евгений Олейников, Александр Василюк, Евгений Хитрук, RallyVision