Ведь в этой гонке Леонид Васильевич участвовал самым непосредственным образом, в качестве штурмана в экипаже одного из автомобилей безопасности. Безусловно, оценить общую картину гонки изнутри спортивного автомобиля не так-то легко – поэтому проект «Ралли в Украине» решил задать Леонид Косянчуку несколько «наводящих» вопрос, касающихся ключевых моментов гонки. В итоге на этот раз мнение эксперта получило форму короткого интервью…
«Ралли в Украине»: На ралли «Киевская Русь» имели место два совершенно разных по скоростным характеристикам допа. Довелось слышать от некоторых, в том числе и молодых гонщиков, что, мол, СУ «Горобиевка» неинтересен – одни прямики, никакой рулежки. С позиций Вашего опыта, какой из допов более полезен для начинающего пилота? А для начинающего экипажа?
Леонид Косянчук: Оба СУ, и «Горобиевка», и «Умма», с моей точки зрения, весьма интересны и полезны, как для слаженности работы связки штурман-пилот, так и для самого пилотирования. Чередование же этих двух, похожих по покрытию, но и разных по темпу прохождения, вносит в гонку как раз то необходимое разнообразие, которое мы все так любим. Тем, особенно молодым, спортсменам, которым СУ «Горобиевка» показался уж очень простым, я бы посоветовал его проехать хотя бы за 13 минут, а не за 14:30, да при этом еще и не «выкосить» кукурузное поле. А как насчет пройти длинный прямик на высшей передаче с полным газом? Не думаю, что, к примеру, Николаю Чмыху этот СУ показался очень скучным. И разнообразие покрытия (песок, грунт, гравий и толстый слой пыли), без сомнения, заставляло пилотов включать не только пониженные передачи, но и голову.
«Ралли в Украине»: Кстати, о покрытии. Большая часть пелотона после финиша была единодушна – третий проезд по СУ «Горобиевка» был лишним; трасса его не выдержала. Ваше мнение на этот счет?
Леонид Косянчук: Что значит – трасса его не выдержала? Ну, появилась колея в некоторых местах – так это же грунт, а не прибалтийский гравий. И потом, колея была не для кого-то в отдельности, а для всех без исключения. Да, стало сложнее и опаснее – так для того вы и пилоты-спортсмены, а не «шофера» лимузинов, чтобы пройти СУ с минимальным временем, сохранив при этом автомобиль и собственное здоровье.
Меня вообще удивляет такая «требовательность» большинства пелотона к качеству покрытия. Если сравнить третью «Горобиевку», например, с трассой второго дня этапа Чемпионата Европы «Мишлен Будапешт Ралли», где нам удалось побывать, то под Киевом был просто «автобан». Тем, кому этот СУ показался «непроездным», наверное, нужно уходить в драг- или стрит-рейсинг и бросить заниматься ралли. Пыльно, однако! И дороги ни к черту!
«Ралли в Украине»: На данном ралли в качестве экипажей безопасности ехали опытные спортсмены, давно прекратившие выступления – Вы, Владимир Астахов, Владимир Золотаренко... Насколько осуществима такая практика в дальнейшем? Что нужно сделать, чтобы выступления мастеров на автомобилях безопасности стали системой?
Леонид Косянчук: Польза таких «нулей» для организатора (да и для спортсменов), по-моему, абсолютно очевидна. Опытные спортсмены, исходя из собственных знаний, могут подсказать организатору, на что нужно обратить внимание, упредить возникновение каких-либо инцидентов при прохождении «боевых» экипажей. Хотя, как показала практика, от дурака 100% страховки нет: чего стоил только проезд телеги перед самым носом Салюка/Черепина…
Впрочем, и самим ветеранам «взлохматить седину» порой жизненно необходимо, чего там греха таить… Плохо только, что поставить это на постоянную основу весьма проблематично. Во-первых, не всегда найдется более-менее подходящий автомобиль, а во-вторых, не всегда и не все ветераны уже смогут (хотя, как по мне, то всегда хотят). Да и не на всякий этап ветеранам захочется ехать: все зависит от авторитета организатора и значимости самой гонки. В этот раз мы поехали только по просьбе Александра Салюка, 15 августа я лично хочу поехать, отдавая дань светлой памяти Андрюши Александрова. На Ялту тоже нашлись бы желающие, как мне кажется… Может когда-нибудь это и станет доброй традицией.
«Ралли в Украине»: Некоторые экипажи жаловались на необъективно составленную стартовую ведомость – согласитесь, в такой пыли догнать на допе предыдущий экипаж означает попрощаться с нормальной ездой. Как можно было бы избежать этого? Может, целесообразно все-таки проводить регруппинг даже на коротких кубковых гонках?
Леонид Косянчук: Попасть в шлейф пыли от предыдущего экипажа плохо не только для результативной езды, но и для безопасности, в первую очередь. К сожалению, от этого сложно застраховаться заранее. Как по мне, стартовую ведомость нужно корректировать по результатам прохождения тестового участка, тем самым, сделав участие в нем более привлекательным для экипажей. Своего рода контрольные заезды, если хотите, как в кольцевых гонках.
Когда же тестовый участок не предусмотрен (как в этот раз), то самому экипажу, понимая уровень езды идущего впереди соперника, ничего не стоит попросить на старте СУ дополнительную минуту разрыва. В этом случае, особенно на грунтовом покрытии с большим пылеобразованием, организаторы должны также предусмотреть этот момент в Регламенте, чтобы судьи старта не «буксовали». Тогда и регруппинг не нужно делать после каждой короткой секции. Все должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении спортсменов и организаторов.
«Ралли в Украине»: Проведя всю гонку в качестве открывающего экипажа, Вы, безусловно, заметили какие-то моменты, которые можно было бы улучшить. Не подскажете что-нибудь полезное организаторам «Александров Ралли», которое пройдет здесь же менее чем через неделю?
Леонид Косянчук: Чуть больше маршалов на СУ, особенно в опасных местах, и то, о чем я уже сказал, отвечая на предыдущий вопрос. Пожалуй, и все. А, вот еще что: хорошо бы на сервисе поставить буфет с большим холодильником для питьевой воды, а то жара, блин…
Фото © Владимир Некрасов