На самом деле, относительно недавно – каких-то пятнадцать лет тому назад – вопрос так даже не ставился. «Конечно, допустимо» – говорил общий регламент ралли. «А иначе где мы наберем нужный километраж» – вторили ему организаторы. «Ну, это ж не чемпионат мира» – вздыхали спортсмены, и заходили на третий круг.
Однако со временем ситуация начала понемногу меняться. Сначала комитет ралли отказался от трехкратного прохождения СУ, разрешив ездить по допам «туда» и «обратно», но не более двух раз в каждую сторону. А затем, в эпоху расцвета украинского ралли в 2011-2013 годах, было введено еще более жесткое правило – каждый участок дороги использовался не более двух раз вне зависимости от направления движения. В те годы организаторам изредка выдавалось специальное разрешение ФАУ на использование небольшой части СУ более, чем дважды – но и то лишь в исключительных случаях, когда без этого невозможно было связать маршрут всего ралли воедино.
Однако за расцветом, увы, последовал спад – и мало-помалу организаторы вновь стали использовать одну и ту же дорогу в двух направлениях в рамках одного соревнования. Комитет ралли разводил руками – мол, в условиях кризиса лучше хоть так, чем никак. Постепенно привыкли к практике «туда-обратно» и спортсмены.
И вот на поверхность вновь всплыл «трехкратный» вопрос. Поднял его организатор ралли «Галиция» и «Ворота Украины» Сергей Еженков – и поднял, само собой, не от хорошей жизни. Поразивший экономику страны коронавирус существенно усложнил задачу организации гонок – и одним из больных вопросов стала подготовка дорог. Именно с целью максимально урезать затраты на дорожные работы Сергей Петрович и обратился в комитет ралли с просьбой – разрешить трехкратное прохождение канала по одному и тому же спецучастку.
Отметим, что речь в данном случае идет о конкретном спецучастке «УкрНафта», который в прошлом году был практически единогласно назван спортсменами «Лучшим допом сезона». «УкрНафта» использовалась как в маршруте «Галиции», так и в «Воротах Украины»; причем, если в первом случае дорожное покрытие еще вызывало нарекания, то во втором качество доработанной трассы признали даже скептики. Фактически, единственный серьезный минус этого СУ – крайне нестабильная мобильная связь, делающая его довольно опасным с точки зрения оперативной реакции на любое ЧП.
Однако, как только предложение «о трех проездах» стало достоянием общественности (не в последнюю очередь благодаря нашей публикации), выяснилось, что спортсмены в большинстве своем относятся к этому резко негативно. Как показал проведенный нами опрос, основных аргументов «против» – два:
– во-первых, после двух прохождений дорога запоминается настолько, что стенограмма практически перестает быть нужной, а пилоты начинают ехать «на глаза». Само собой, при этом скорость прохождения повышается – фактически, водитель едет на грани своих возможностей и реакции. Нет нужды говорить, насколько вырастает при этом цена любой серьезной ошибки.
– во-вторых, как бы ни была подготовлена гравийная дорога, но к третьему прохождению канала она существенно ухудшается: из земли «вырастают» крупные камни, образуется колея и т.д. Все это неминуемо приводит к увеличению количества сходов; а тем, кто все же добирается до финиша, после гонки приходится ремонтировать и обновлять едва ли не половину спортивного автомобиля.
Таким образом, по мнению спортсменов, трехкратное прохождение допов (а особенно таких, как «УкрНафта») является и более опасным, и более дорогим – не говоря уже о том, что это не очень-то интересно. Сразу от нескольких людей в телефонном разговоре прозвучала одна и та же мысль – если уж ездить по одной дороге три раза, то лучше тогда стартовать в Кубке Лиманов: это и ближе, и безопаснее, и дороги менее убойные.
В итоге, как обычно, заложником ситуации стал комитет ралли – как основной регуляторный орган дисциплины. Разрешив трехкратное прохождение СУ, комитет рискует вызвать недовольство спортсменов – и, как следствие, спровоцировать переход части экипажей из раллийного чемпионата в чемпионат по мини-ралли. Оставив же в силе правило «не больше двух раз», комитет пойдет на конфликт с Галицким автоклубом, который в ответ может отозвать заявки на проведение двух своих этапов. А это, по нынешним временам, поставит под угрозу весь чемпионат – ни больше, ни меньше.
Не верите? Давайте рассмотрим самый худший расклад. Предположим, ГАК отказывается проводить «Галицию» и «Ворота Украины», мотивируя это невозможностью набрать нужный километраж. Июньскую «Трембиту», до которой осталось три недели, уже сейчас нужно либо отменять, либо переносить на другие даты. «Мариуполь» открыто говорит о том, что половина дистанции на данный момент даже не начинала готовиться. «Столица» молчит, держа в уме возможную «вторую волну» эпидемии, которую вокруг активно прогнозируют именно на осень. Оптимизм (и вполне обоснованный) излучает лишь «Чумацкий Шлях» – но в одном херсонском карьере весь чемпионат не проведешь.
Итак, без лишнего пафоса скажем: в сезоне-2020 наступает решающий момент. Если комитет ралли хочет сохранить чемпионат в более-менее первозданном виде, ему нужно как можно скорее искать и находить компромиссное решение, которое устроит как спортсменов, так и организатора двух карпатских этапов. На другом полюсе – перспектива полной отмены чемпионата Украины по ралли 2020 года с возможностью проведения двух-трех отдельно взятых внезачетных гонок с локальными призами. Третий путь – пытаться провести все, что получится, «добив» недостающее количество этапов двумя-тремя херсонскими гонками.
Запасайтесь попкорном.
Фото © Евгений Хитрук, Александр Василюк
Коллаж © Ралли в Украине