События, происходившие на «Галиции» в классе 2WD, нужно описывать настолько точно и тонко, что мы решили сделать это в формате «особого мнения».
Причин для такого решения было две. Во-первых, так уж случилось, что двое из участников данного класса – Валерий Терещенко и Карина Сероклин – по совместительству являются членами редколлегии нашего сайта. Соответственно, позиция сайта и их персональные точки зрения вполне могут отличаться. Во-вторых – только формат «особого мнения» позволяет нам не просто пересказывать факты, но и давать им хотя бы какую-то оценку. А в данном случае этого очень хочется.
Итак, пойдем по хронологии. В третьем этапе чемпионата Украины приняли участие четыре пилота, выступающие в зачете класса 2WD. Двое из них – Вадим Ильясов и Валерий Терещенко – к сожалению, достаточно быстро сошли с дистанции (в обоих случаях, увы, причиной схода стали двигатели). Двое же других – Максим Евдокимов и Юлия Гриценко – продолжали гонку, каждый в своем темпе. Темп этот был, скажем прямо, разный – в результате чего за два СУ до конца гонки Максим опережал Юлю на вполне комфортные 11 с лишним минут. Нет, не секунд. Минут.
В этот момент раллийные боги подкинули Евдокимову первое испытание – на СУ8 у него оборвалось крепление бензобака. Из подручных средств экипаж соорудил некое временное крепление и, помолясь, отправился на два финальных спецучастка. Естественно, из соображений безопасности скорость решено было сбросить – однако, как показала практика (и как позже признал сам пилот), замедлились парни недостаточно. В итоге буквально за несколько сотен метров до финиша СУ10 (последнего в гонке) бак оторвался окончательно, начал прыгать по камням и, естественно, протекать.
Кое-как, на честном слове и последних парах бензина, держа наготове огнетушитель, матерясь и одновременно обращаясь к небу с молитвами, Евдокимов и его штурман Владимир Моржов отметились на финальном КВ и добрались до парка сервиса. Во многих случаях в этом месте был бы счастливый конец истории – но не в этот раз, поскольку из сервиса нужно было доехать еще и до закрытого парка, находившегося на расстоянии 14 км. Как вы понимаете, без дырявого бензобака, расплющенного камнями до состояния жестянки из-под консервов, сделать это возможным не представлялось.
В этот момент Евдокимов столкнулся с испытанием номер два: сдать карнет и оформить, таким образом, сход – или попытаться, в нарушение требований регламента, добраться до закрытого парка на буксире. Некую, пусть и призрачную, надежду давала размытая формулировка этого самого регламента, пункт 35.1.2 которого гласит: «Приведення автомобіля до руху у будь-який спосіб, крім власного хода та штовхання руками, є забороненим і може привести до дискваліфікації рішенням КСК».
Может привести – а может и не привести, верно? Верно – решает Евдокимов и, в который раз горячо помолясь, принимает решение ехать на буксире, а там будь что будет.
Можем ли мы осуждать спортсмена за то, что он принял решение бороться до конца, прекрасно понимая, что идет на нарушение правил? Нет, нет и еще раз нет! Вспомните, сколько раз, например, в чемпионате мира судьи наказывали экипажи, ехавшие по дорогам общего пользования на трех колесах. Наказывали? Да. Но экипажи-то ехали! Ехали, как говорится, «под снятие» – но продолжали двигаться.
Возьмем футбол – сколько вы назовете случаев, когда вратарь сбивает вышедшего на него один-в-один нападающего, прекрасно понимая, что будет моментально удален с поля? Да сколько угодно! Это так и называется – «фол последней надежды». Потому что пенальти могут еще и не забить, а команда может вдесятером и продержаться. И пока есть такая надежда, настоящий спортсмен идет до конца. Потому что задача спортсмена – бороться, а задача судей – судить. И не наоборот.
Иначе зачем тогда спорт?
Итак, Евдокимов – то ли тушкой, то ли чучелом – появляется в закрытом парке, и предварительные результаты гонки публикуются с учетом этого факта. Однако затем ситуация становится достоянием гласности, а через некоторое время о ней узнают и спортивные комиссары. Поскольку случай явно не является обыденным, КСК принимает решение – наградить все остальные классы по предварительным результатам и отпустить их с Богом по домам; ну, а с этими разбираться.
Разбирались долго. Вызывали спортсменов для дачи объяснений, рассматривали все обстоятельства дела. Выслушивали комментарии возмущенных и оскорбленных коллег Евдокимова по цеху (отметим, кстати, что официального протеста никто так и не подал – а вот звонков, намеков и кривотолков было сколько угодно). И, незадолго до полуночи, приняли решение – экипаж дисквалифицировать, но бонусные очки, набранные им на супер-спешиалах, оставить за ним.
Можем ли мы осуждать спортивных комиссаров за то, что они приняли такое решение? Нет, нет и еще раз нет! Решение, принятое КСК, является абсолютно легитимным и полностью находится в рамках, обозначенных регламентом. Больше того, наши постоянные читатели не дадут соврать – мы всегда стоим на той точке зрения, что комиссары как раз и должны принимать решения, не дожидаясь протестов со стороны спортсменов. Так что в данном случае никаких претензий к КСК быть не может.
Возможно – но только возможно! – если бы в классе 2WD финишировало не два экипажа, а, скажем, четыре, судьи могли бы принять другое решение. Например, пенализировать Евдокимова таким временем, чтобы он вывалился из призовой тройки. Это было бы соломоновым решением – мол, ты, конечно, герой и борец – но призером гонки при таких раскладах быть не можешь. Увы – при двух финишировавших применить такой подход возможным не представлялось.
Закончить данную статью хочется фразой «Карфаген должен быть разрушен»… ой, простите – регламент должен быть улучшен. Только и исключительно четкий регламент, не допускающий различных толкований, позволит нам в будущем избежать противостояний между судьями, спортсменами и их болельщиками.
Сейчас осень – самое время поработать на этим.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Evdokymov Racing Team, Карина Сероклин