У природы нет плохой погоды, и каждая погода – благодать. Уже смешно, правда? Ну, тогда продолжим.
Предлагаю договориться сразу – вот эти все прописные истины типа «дорога для всех одинаковая» и «ездить надо уметь по любому покрытию» мы сразу отбросим. И не потому, что они устарели – нет, в них по-прежнему все верно. Дорога для всех одна, и ездить надо уметь хоть по льду, хоть по болоту. Это основополагающие принципы ралли, и посягать на них мы не будем – просто отложим в сторону.
А поговорим вот о чем. Давайте сейчас спросим каждого из 29 пилотов, стартовавших в ралли «Чумацкий Шлях» о том, получил ли он кайф от участия в этой гонке? Не кубок и зачетные очки – а вот именно кайф, удовольствие? Ну, хорошо – Игорь Чаповский ответит «да», потому что он выхватил своё на параллельке, а в карьер просто не поехал. Но остальные – я уверен – скажут: «Да ты в своем уме? Какой же тут кайф? Медленно, грязно, полмашины в хлам – нееет, кайфа тут нет. Борьба – да, есть. Победа есть. Турнирная таблица есть. Удовольствия – никакого».
Таким образом, мы приходим к простой формулировке о том, что проводить гонки можно, конечно, и в дождливую погоду. И ездить можно, и выигрывать. Но удовольствия при этом не получают ни пилоты, ни судьи, ни механики… да в общем, почти никто, кроме владельцев автомоек и продавцов горячительных напитков.
Теперь, когда мы разобрались с общим принципом, давайте пойдем дальше – и сфокусируемся конкретно на Херсоне. Херсонская трасса, как и несколько других трасс на юге Украины – это рулетка. Для примера – пять лет тому назад ралли «Чумацкий Шлях» проходило ровно в те же даты, 2 и 3 апреля. А еще за два года до этого «Херсонское ралли» (те же дороги, другое название) проходило 5 и 6 апреля. И в обоих случаях ни капли дождя на трассу не упало. А в этом году – упала, и не одна.
А что означает слово «рулетка»? Что вы в любом случае идете на риск, делая свою ставку. Причем в хорошем случае вы получите и ралли, и удовольствие от него – а в плохом случае только ралли, без удовольствия. Да, есть, конечно, третий вариант – это если гонку просто отменят, и вы не получите ни того, ни другого. Такое в Херсоне тоже было; но это, скорее, случай исключительный.
Так вот, проводить ралли весной или осенью в Херсоне и области – это чистой воды рулетка. И надо просто изначально воспринимать это, как рулетку, и подходить к вопросу точно так же, как и к рулетке. То есть, с полным понимаем того, что шарик может остановиться как на красном, так и на черном. Ну и еще иногда на зеро).
Тут, конечно, сразу же найдутся те, кто скажет – так в чем проблема, нужно проводить «Чумацкий Шлях» летом! Все же так просто! Просто, да не так.
Во-первых, летом в Херсоне, конечно, вероятность дождя поменьше – но есть другая беда. С большой вероятностью летом в Херсоне будет +25 в тени, +40 на солнце и +80 в боевой машине. И техника точно так же будет страдать, только от перегрева. А пилоты будут в буквальном смысле слова выпадать из машин, и сдавать контрольную карту не потому, что что-то поломалось, а потому что все, капец, не могу я дальше ехать. Обезвоживание, головокружение, тошнота: и в результате – опять никакого удовольствия. Тот же Фаберже, только вид сбоку.
А во-вторых, кроме Херсонского автоклуба в проведении ЧУ задействованы еще и другие организаторы. И у них, представьте, тоже есть свои особенности и хотелки. У одного в полях сбор урожая, и аграрии против. У второго день города, и только под него дадут деньги и разрешения. У третьего в лесах дикие животные, и им по закону нельзя мешать в определенное время заниматься определенными делами. И так далее, у каждого свое.
И вот таким образом получается, что когда все организаторы выбирают те даты, которые им подходят по различным причинам локального характера, то Херсону остается либо ранняя весна, либо поздняя осень. Либо вообще не проводить, тоже вариант.
Но дело в том, что за полгода, когда составляется календарь чемпионата, предугадать погоду невозможно. А за неделю до старта, когда прогноз уже не просто предупреждает, а прям-таки матом орет – изменить ничего уже нельзя. Все документы напечатаны, разрешения получены, анонсы сделаны, гостиницы заказаны и билеты куплены. И ситуация становится безысходной, как падающий самолет – когда все уже понятно, но сделать ничего нельзя.
Кстати, сдам вам один инсайд. Примерно в конце февраля херсонский организатор обращался с предложением – сдвинуть даты своей гонки на две недели вперед. И комитет ралли его в этом поддержал. Но, во-первых, было уже поздно, и на каких-то руководящих уровнях этот перенос согласовать не удалось. А во-вторых – кто мог в феврале дать гарантию, что в середине апреля в Херсоне не будет дождя? Может, и не будет. А может, и будет. Рулетка, одно слово.
Только надо помнить еще и о том, что в этой рулетке, в отличие от Монте-Карло, казино тоже проигрывает. Потому что после таких гонок, как прошла в минувший уикенд, трассе… как бы это помягче-то сказать… в общем, ее нет. От слова совсем. Есть разъезженное болото, которое через две недели под херсонским солнцем превратится в камень – и все. Ставьте крест на тестах, на других гонках – на всем.
Поэтому, садясь играть в рулетку, все игроки – и крупье в том числе – заранее принимают все полагающиеся риски. Что дорога может превратиться в перепаханное поле. Что «ноли» могут завязнуть в болоте и не доехать до финиша СУ. Что записанную посуху стенограмму можно будет аккуратно свернуть в трубочку и засунуть в выхлопную трубу. Что весь тайминг полетит к чертовой матери и награждение пройдет в темноте без какой-либо медийной отработки спонсоров. И что по итогу вы не получите удовольствия от ралли – а получите только ралли, без удовольствия. Это обидно, это неадекватно потраченным деньгам – но это вот такая специфическая херсонская рулетка.
Утешить могу только тем, что капризы погоды вскоре забудутся – а полученные зачетные очки останутся. И в конце сезона кто-то будет рад, что в этот день пересилил себя, вытащил тонны грязи из колесных дисков и арок, вытолкал машину из болота и поехал дальше. И вот тогда можно будет говорить о настоящем удовольствии. А пока – так.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Виктор Аджамский, Евгений Олейников, Евгений Канаш, #rallyvision