Положа руку на сердце, на моем раллийном веку было достаточно изматывающих и просто сложных гонок – но «Ворота Украины» расширили этот список, войдя как минимум в топ-пять.
Я, конечно, никоим образом не могу считаться ветераном ралли, но даже в чулане моей памяти уже заведена отдельная полочка, где аккуратно сложены самые тяжелые и нервные гонки, на которых я был. О, в этой коллекции много уникальных экспонатов! Разбитые судейские машины и бегающие ретардеры, лобовые атаки и опаздывающие на старт «скорые помощи», произвольно натянутые ленточки и китайские часы…
Однако, листая этот пожелтевший альбом воспоминаний, я не могу припомнить гонки, похожей на «Ворота Украины» 2015 года. Перечисление проблем, свалившихся на организаторов и участников перед и во время этого ралли, заняло бы время до следующего этапа чемпионата. При этом в итоге проблемы, что характерно, решались, но исключительно какими-то жутко нестандартными и криволинейными методами.
Чтобы было понятнее, опишу ситуацию, в которую попал я. Согласно договоренности с комитетом ралли, я должен был обеспечить трансляцию онлайн-результатов ралли на хорошо знакомом всем сайте EWRC. В этой работе ничего сложного нет, если все идет по плану. Но это был не тот случай…
Прихожу я утром в штаб ралли, где выясняется, что в результате вчерашней грозы нагнулось пару базовых станций, поэтому в штабе есть только 220 Вольт, но нет ни интернета, ни мобильной связи. «Ладно, – думаю, – пойду в парк сервиса, благо до него метров триста от силы». Пришел – а там по-своему интересно: ночью молния угодила в трансформатор, поэтому мобильная связь-то кое-где ловит, а вот электропитания нет и интернет не тянет.
Прикольно, правда? И главное – на *** послать некого. Это ж природный катаклизм, стихийное бедствие. Люди, как говорится, бессильны. То есть, это все, конечно, починят – но неизвестно, когда. А онлайн нужен уже вот прямо сейчас.
В итоге онлайн-то был, но как мы это сделали! Я бегом (в смысле, на машине, конечно же) вернулся в гостиницу, где, слава Эдисону, было и электричество, и мобильная связь, и интернет. Вова Клапан по мобильному каналу подключил меня к эфиру «Радио ПроФормула», Жирайр Гюрунян и Зулихан Биджанова, находившиеся на постах «Стоп», прямо в эфир выдавали времена финишировавших экипажей, я слушал их и тут же вручную вносил данные в базу EWRC. Такая вот сложная и гинекологически запутанная схема – но какая разница? Ведь сработало же?
Или возьмем, например, коллизию с разрешенными на эту гонку покрышками. Перед стартом ралли сложилась парадоксальная ситуация: покрытие трассы номинально заявлено как асфальтовое, однако все понимают, что ехать по нему лучше всего на гравийных шинах. Ну вот такой у нас в Карпатах асфальт, что тут поделаешь. Наблюдателю FIA, например, это объяснить было бы, конечно, непросто – но мы же вроде как тут все свои?
Все, да не все. «Нельзя так делать», – сказали грамотные официальные лица. – «Регламент ралли предписывает использовать в каждой гонке только тот тип покрышек, который подходит к основному покрытию. Раз покрытие асфальтовое – стало быть, и покрышки должны быть асфальтовыми. Получите и распишитесь». И опять же – на *** послать некого, потому как в общем регламенте ралли действительно именно так все и написано.
В итоге примирить здравый смысл и букву закона удалось только при помощи специального бюллетеня, выпущенного спортивными комиссарами по результатам инспекции трассы. Данный бюллетень выдавался под роспись всем участникам ралли, и официально разрешал им использовать на данном покрытии шины для гравия исключительно в целях безопасности. То есть, КСК просто-напросто формализовала то, что и так всем было совершенно очевидно. Смешно? Пожалуй. Но ведь сработало же?
И вот такой, осмелюсь сказать, «проктологический» стиль решения возникающих проблем не только преследовал организаторов в ходе гонки, но не отпускает их и по сей день. Как, вы еще не знаете о том, что в результатах СУ2 была с опозданием замечена ошибка? Что двум экипажам записали время на минуту меньше реального? И что протокол результатов был утвержден именно с такими цифрами? Да ладно, уже весь фейсбук об этом говорит…
И вновь-таки, как ни парадоксально, но на *** послать решительно некого. Судья на старте допа доложил о сбое часов, рапорт подал. Судья на финише зафиксировал результаты всех экипажей, протокол сдал. Экипажи итоговый протокол видели, заявлений, протестов или апелляций не подавали. То есть, выпадающие результаты видели все, но формального, бумажного, бю-ро-кра-ти-че-ско-го основания для исправлений не дал никто!
Тем не менее, решить эту задачку тоже придется. Во-первых, сейчас, с учетом этих самых выпадающих результатов, средняя скорость победителя на СУ2 получилась такой, что непосвященный человек может стать заикой на всю жизнь. Во-вторых, что более важно, ситуация сложилась уникальная, но если ее никак не «дожать», то она станет нехорошим прецедентом на будущее. Честно говоря, даже озвучивать не хочу теоретические варианты, которые возникают в моей голове…
Как исправить сложившуюся ситуацию? Судя по всему, опять-таки, без проктолога не обойтись. Одним из наименее болезненных вариантов представляется дополнительное заседание КСК, которая может «на основании вновь открывшихся обстоятельств» пересмотреть утвержденные ею же результаты и внести в них, при необходимости, изменения. Странно? Пожалуй. Но главное, чтобы это сработало…
- PS. Приношу свои извинения тем, кто ожидал услышать рассказ о том, как красиво и опасно ездили по трассе машинки. Я, как было сказано выше, гонку смотрел из гостиницы сквозь призму цифр; а о том, чего не видел, я рассказывать не люблю.
Автор ©
Фото ©