«Без борьбы нет спорта». Об этой олд-скульной истине в автоспорте не дает забыть одна из самых почетных наград украинского раллийного чемпионата – Трофей Юрия Кочмара.
В блеске современных автоспортивных тенденций, где на первое место выходит уровень подготовки техники и правильная стратегия выступления команды, зачастую теряется из виду «чистый спорт» – филигранная борьба экипажей за секунды на каждом допе. И пусть эта борьба – даже не в «верхушке» пелетона, не среди фаворитов чемпионата – она заслуживает достойной награды. Доказательство тому – уникальный для мирового ралли Трофей Юрия Кочмара, учрежденный в Украине в 2017 году.
Говорит Марина Перова, чемпион Украины по ралли, штурман команды Odessa Rally Team:
«Трофей Юрия Кочмара – хрустальные кубки, которые вручаются пилотам и штурманам двух экипажей, финишировавших по итогам каждого этапа Чемпионата Украины по ралли с минимальной разницей во времени. «Борьба дороже победы» – девиз, который выгравирован на этой уникальной награде. Поэтому оба экипажа-призера награждаются одинаково, вне зависимости от строчки в турнирной таблице. Среди них нет победителя и побежденного.
Трофей учрежден по инициативе команды Odessa Rally Team при поддержке родных и близких одного из быстрейших украинских пилотов, чемпиона Украины 2009 и 2013 годов Юрия Кочмара. Вручается на каждом этапе Чемпионата Украины одним из представителей команды Odessa Rally Team, обязательно присутствующим на гонке.
Из-за нелегких времен, которые переживает украинский автоспорт, часто даже победители в классах едут «на доезд», за неимением соперников, равных по силе. Но там, где есть спорт, обязательно должна присутствовать борьба! И об этом нам напоминает уникальный Трофей Юрия Кочмара».
По итогам первого этапа ЧУ этого года, Ралли Галиция, наименьшую разницу в результатах – 1,4 секунды – показали экипажи-представители класса 2WD Open, выступающие на практически одинаковых автомобилях, бюджетных 2,0-литровых Opel. Какой была гонка для каждого из них? Чтобы понять это, проект «Ралли в Украине» пообщался с обоими.
Сергей Шевченко (Ужгород) – Роман Романчук (с. Виженка, Черновицкая обл.):
«Этим составом наш экипаж ехал впервые, познакомились практически на гонке. Проблем в совместной работе не было – сразу нашли общий язык, чего не скажешь о нашей видавшей виды технике. В первый день нас преследовали проблемы с насосами, во второй – разбили амортизатор, пришлось заменить его подходящим с гражданской машины (и он на удивление стойко продержался до конца гонки).
На первом воскресном допе разорвался патрубок охлаждения. Эту проблему нам удалось устранить своими силами, даже без опоздания на следующий КВ. На третьем допе сквозь защиту пробили топливные шланги, но приняли решение ехать дальше, не вмешиваясь в ситуацию. На протяжении заключительного допа вытек практически весь бензин – пришлось дозаправляться на заправке.
О борьбе с экипажем Слезинский-Бишко мы узнали практически на награждении. Времена прохождения СУ сравнивали лишь со своими прошлыми проездами. Несмотря на технические проблемы, результатом довольны. Хочется участвовать во всех этапах Чемпионата Украины, но все банально будет зависеть от бюджета…
Юрия Михайловича Кочмара мы близко не знали – лишь пару раз довелось пересекаться на гонках. Неприятно осознавать, что любимый автоспорт может отобрать жизнь. Но он также может научить таких ребят, как мы, быть быстрее и аккуратнее, быть внимательнее, нести ответственность за свою жизнь и жизни других людей…».
Олег Слезинский (Львов) – Юрий Бишко (Львов):
«На старт мы вышли традиционно на нашем 2-литровом Opel Kadett, 27-летнем раритете с 17-летним раллийным стажем). И хоть он больше подходит для спокойного ралли исторических автомобилей, благодаря команде RallyBox Motorsport машина до сих пор радует статистикой по количеству финишей.
На «Галиции» уже на супер-спешиале набрали хороший темп – во многом благодаря тому, что дорожка была знакома по горным гонкам. Однако в субботу на первом СУ во время переключения передач у Олега проявилась старая травма руки, что значительно усложнило пилотирование. Обсуждали вариант переключения передач штурманом. Реально, на дорожной секции меняли колесо в три руки, да и за рулем на переездах пришлось ехать второму пилоту.
К середине гонки определили для себя основных соперников – экипаж Шевченко-Романчук. «Веселье» не прекращалось: оторвали кусок выхлопной трубы и чуть не «убрались» около нефтяной вышки на серии трамплинов. В воскресный же день нас преследовали разнообразные проблемы с амортизаторами, что существенно повлияло на управляемость автомобиля. На заключительном СУ пришлось ощутимо сбросить скорость – наверное, именно здесь и не были отыграны эти решающие полторы секунды.
В дальнейших наших планах – этап Кубка Карпат «Ворота Украины» и при хорошем стечении обстоятельств – ралли «Трембита». Также с нетерпением ожидаем от Настоящего Фаната Украинского Ралли (пунктуация О.С.) Василия Дзиндзюры организацию открытых учебно-тренировочных сборов, где спортсмены могут приобрести новый опыт.
Трофей Юрия Кочмара, завоеванный на этой гонке, оказался для нас неожиданным. Это больше, чем кубок, это – память, постоянное напоминание о правилах честного соперничества. Чувства двоякие. С одной стороны приятно получить такую награду. С другой – еще глубже осознаешь всю опасность автоспорта. Любой экипаж, садясь в боевой автомобиль, всегда находится в зоне риска, поэтому и борьба всегда должна вестись в рамках холодного расчета, а не под влиянием эмоций».
Автор © Надія Казначеєва
Фото © Александр Василюк, Евгений Хитрук, Алексей Горбенко