Участие сразу пяти украинцев в финальном этапе чемпионата мира моментально вызвало к жизни массу споров, прогнозов и предположений.
Есть такая точка зрения, что Юрий Протасов, Валерий Горбань и Алексей Лукьянюк на данный момент являются тремя быстрейшими пилотами-выходцами из стран бывшего СССР. С этой точкой зрения, безусловно, не согласен Отт Тянак и другие прибалтийские гонщики – но, с другой стороны, большая часть фанатов их традиционно к «советским» не относила и не относит. А вот негласное соревнование между украинскими и российскими спортсменами никто не отменял – больше того, в последние полтора года оно, по понятным причинам, приняло особенно принципиальный характер.
Однако так уж сложилось, что на протяжении 2015 года действительно сильные украинские и российские экипажи на одних трассах практически не пересекались. Протасов и Горбань выступали только в чемпионате мира, Лукьянюк – только в чемпионате Европы… Казалось бы, до очной встречи так дело и не дойдет; однако внезапно обстоятельства изменились.
Как все помнят, сезон-2015 в экипаже с Лукьянюком начал украинский штурман Евгений Червоненко. Трижды стартовав на этапах чемпионата Европы в Австрии, Латвии и Ирландии, экипаж распался: привычное место справа от Лукаса занял Алексей Арнаутов, с которым Лукьянюк и довел выступления в ЧЕ до логического финала, досрочно став бронзовым призером серии. Казалось бы, сезон уже окончен, однако внезапно подоспела новость: Евгений Червоненко в качестве очередного «прощания с автоспортом» решил вновь сесть в штурманское кресло к Лукьянюку, чтобы впервые в карьере стартовать на этапе чемпионата мира – ралли Уэльса.
Таким образом, в Кардиффе все три экипажа, заочно признаваемые быстрейшими, впервые встретятся в одном месте, в одно время и в одинаковых условиях. Больше того, они и выступать-то будут на технике одного класса: Протасов – Ford Fiesta RRC, Горбань – MINI JCW S2000, Лукьянюк – Ford Fiesta R5. На первый взгляд, более удачных условий для сравнения трудно и придумать.
Однако на самом деле многие болельщики упускают из виду один простой фактор, который, как тот груздевский пистолет, способен перевесить все остальные тысячу улик. Фактор этот в определенном кругу частенько обозначается аббревиатурой ЦЗ, что означает… нет, не «центральный замок». «Цели и Задачи».
По большому счету, все трое пилотов отправляются в Уэльс с совершенно разными целями и задачами. Валерий Горбань давно потерял шансы на завоевание в этом сезоне сколько-нибудь почетного места, поэтому для него гонка важна именно как гонка, т.е. 300 боевых километров по тяжелейшим дорогам Уэльса. Юрий Протасов, наоборот, имеет прекрасные шансы на то, чтобы стать призером нынешнего розыгрыша WRC2 – то есть, для него результат турнира важнее итогов конкретного ралли. Алексей же Лукьянюк, надо полагать, использует любую возможность для того, чтобы привлечь к себе новых инвесторов и каким-то образом спланировать свое гоночное будущее.
О чем это говорит? Всего-навсего о том, что соперничество между собой в планы упомянутой троицы аж никак не входит. Если Протасову с точки зрения турнирной стратегии нужно будет сбросить скорость – он сбросит ее, вне зависимости от того, на каком расстоянии от него будет в это время Горбань. И если в планы Горбаня будет входить увеличение темпа, скажем, на второй день ралли, то уж точно не из-за того, что ему вдруг захочется догнать или перегнать Лукьянюка.
Впрочем, болельщикам, конечно же, данные хитросплетения не очень интересны. Как бы ни развивались события, а мы все равно обречены на бесконечные словопрения о том, чей пилот быстрее, у кого машина лучше и кому больше повезло. Наверное, в этом и состоит особенная прелесть автомобильного спорта…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Eurolamp WRT, Darnitsa Motorsport, Олег Шалаев