Чтобы понять, о чем идет речь, нужно вернуться на некоторое время назад, к опубликованной на нашем сайте статье «Особое мнение: что такое чемпион?». Именно там было высказано сомнение в том, что пилот, стартовавший всего лишь в одной гонке турнира, может с полным правом называться чемпионом страны. Желающие могут перечитать тот текст, а также комментарии к нему, в которых, собственно, и кроются корни дальнейших событий.
А события таковы. Комиссия Автомобильного Спорта, вероятно, также озаботилась тем, что ценность чемпионского титула оказалась, мягко говоря, под угрозой. Проблема такая, безусловно, существует – однако метод ее решения, предложенный КАС, вызывает как минимум недоумение. На очередном заседании комиссия (правда, почему-то без фиксации этого в протоколе заседания) приняла «Разъяснение №02/15» о порядке начисления очков при утверждении результатов какой-либо серии. С оригинальным текстом документа можно ознакомиться тут, а мы позволим себе его вольный комментарий.
Итак, позиция КАС заключается в том, что зачетные очки в какой-либо серии начисляются по некоей системе – например, от 100 до 1. Ключевое здесь – до 1. Иными словами, начислить кому-либо 0 очков, с точки зрения КАС, невозможно, что и написано черным по белому в упомянутом документе. А из этого следует, что если на каком-нибудь этапе серии, в каком-либо классе никому из участников не было начислено количество очков, отличное от ноля, то, следовательно, и этап в этом классе не состоялся.
Применим данное правило к чемпионату Украины по ралли 2015 года. В классе У1600, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор, в течение четырех первых этапов стартовало в сумме три экипажа, ни один из которых до финиша не добрался. Соответственно, по новой логике КАС, раз никому из них очки не начислялись, то, значит, и этапы эти в данном классе не состоялись. Таким образом, состоявшимся будет считаться только финальный, пятый этап – чего для чемпионата явно мало. Вывод: чемпионат не состоялся, титулы не разыграны.
Повторимся: наша позиция заключается в следующем. Действительно, чемпионский титул, завоеванный в одной-единственной гонке серии, не может считаться трудовым и заслуженным – с понятийной точки зрения. Но с точки зрения формально действующего регламента он абсолютно легитимен, поскольку любые изменения или уточнения трактовки этого регламента ПО ОКОНЧАНИИ ТУРНИРА являются некорректными и не соответствуют принципам равенства соревновательных условий. Возможно, появись это уточнение ПЕРЕД финальным этапом – с ним еще можно было бы согласиться. Однако его появление ПОСЛЕ того, как соревнование состоялось, деньги потрачены и результаты утверждены, является, как минимум, ошибкой.
Говоря же о сути «разъяснения», нельзя не отметить, что логики в нем не хватает. Представим, что на некоем этапе некоей серии стартовало не два, а десять пилотов. Предположим, эта серия – Дакар. Сложная, убойная гонка, в которой до финиша не добрался никто. Согласно новой трактовке КАС, этап не состоялся, парни. Вы ехали, боролись, ломали технику – а это, оказывается, не было этапом Дакара. Просто потому, что никто из вас не сподобился доехать до финиша.
Резюмируя сказанное, сформулируем так. Любое соревнование, входящее в любую серию, является ее этапом. Этот этап может не состояться, если на старт не вышло некое минимально требуемое количество участников (кстати, такое правило было в ЧУ раньше, хотя сейчас его нет). Но он в любом случае не может быть признан несостоявшимся только лишь из-за того, что участники не смогли пройти полную дистанцию. Такое утверждение противоречит не только основным принципам спорта, но и здравому смыслу. Поэтому мы искренне надеемся, что появление данного «разъяснения» – не более, чем бюрократическая ошибка, возникшая на стадии публикации документов.
Фото © ФАУ, Владимир Некрасов