Ну в самом деле, давайте посмотрим на цифры. До минувшей недели в Украине прошло четыре этапа Трофея, три в Черкассах и один в Днепре. На каждом из них стартовало в среднем по 35 экипажей (минимум 31, максимум 38). Картина, в целом, неплохая – но тут вдруг на пятый этап в Харьков собирается 53 участника, что как бы в полтора раза больше среднего значения. В спорте это обычно называется «выпадающий результат», т.е. нечто, выходящее за рамки привычного.
Можно, конечно, пойти по пути наименьшего сопротивления – перечислить имена призеров и победителей соревнования, пожать, как говорится, участникам и организаторам руки и пожелать дальнейших успехов. А можно поразмыслить – по какому же такому волшебству на грунтовой (а не асфальтовой!) трассе регулярно, из года в год, собирается четыре-пять десятков экипажей, наполняющих пять-шесть зачетных классов?
И вдруг окажется, что ответ кроется в самом вопросе.
Во-первых, трасса в Дергачах, хоть и грунтовая, но подготовлена обычно выше всяких похвал. Лучше всего об этом свидетельствует такой часто используемый нами показатель, как процент сходов. Из 53-х экипажей, стартовавших в минувшее воскресенье в ОВИС DRC Ралли, финиш не увидели всего 5 – а это, как легко посчитать, меньше 10%. Сравните это с другими грунтовыми трассами, где число сошедших порой достигает половины участников. Сравнили? Вот.
Во-вторых, тот факт, что гонка ежегодно проходит на стабильно высоком организационном уровне, придает уверенности потенциальным участникам. Если ты знаешь, что тебя ждет не только интересная трасса, но и четкая судейская работа, льготные условия по проживанию, надежный уровень безопасности, красивые церемонии открытия и награждения – ты начинаешь планировать свое участие в данной гонке задолго до старта. А когда все твои ожидания в очередной раз подтверждаются – ты начинаешь верить в то, что и через год все будет точно так же. Как говорится, стабильность – залог успеха.
Ну, и в-третьих, немалое значение имеет уже упоминавшееся количество разных зачетных классов и групп. Ведь помимо основного деления на «спорт» и «не спорт», а также традиционные расклады по типу привода и объему двигателя, в Трофее существует еще ряд дополнительных параллельных зачетов. Например, Legends (исторические автомобили), Girls (женский зачет), UTV (внедорожные багги). Как следствие, многие участники претендуют на призовые места сразу в нескольких зачетных категориях – что тоже подогревает их интерес к мероприятию.
Ну, а дальше начинается своего рода цепная реакция. Участникам интересно – наполняется канал. Наполняются классы – повышается острота борьбы. Становится острее борьба – участникам еще интереснее. Круг замкнулся и пошел раскручиваться по спирали.
Все сказанное особенно важно в силу того, что очень скоро, меньше чем через месяц, здесь же, в Дергачах, пройдет первый в харьковской истории этап чемпионата Украины по мини-ралли, известного как Кубок Лиманов. И можно не сомневаться в том, что, получив позитивную реакцию от участников Трофея, организаторы таким образом предрасположили к себе участников Кубка! Очень умный и стратегически верный подход к процессу, не так ли?
А если подытожить сказанное, то объясняется все просто. Когда есть стабильная команда людей, занимающихся исключительно соревнованиями в своем городе – только тогда и можно говорить о таких понятиях, как тактика и стратегия. И это работает на любом уровне – от WRC до DRC. Доказано в Харькове.
PS. На самом деле, есть и еще один очень важный момент, который мы как-то упустили в данном материале – а именно активное анонсирование мероприятия, в том числе и посредством социальных сетей. Казалось бы, сейчас это делают все организаторы – но нет, харьковчане и тут нашли несколько свежих решений. И это однозначно тема для последующего, более детального разговора...
Фото © Дмитрий Мельник, Артем Шаповал