Мы писали об этом раньше, пишем сейчас – и, видимо, будем продолжать в том же духе и дальше. К сожалению – к огромному нашему сожалению! – украинский монопривод переживает сейчас далеко не лучшие свои времена. Причин тому масса, но главная из них – отсутствие новой техники. По мере того, как уставшие «восьмерки» и «опеля» постепенно ржавеют в гаражах, современных иномарок в пелотоне не прибавляется.
Навскидку – сколько вы назовете свежих моноприводных автомобилей, которые появились в Украине за последние два-три года? Две Honda Civic Дмитрия Захарова и Павла Малова (вторая сейчас у Зулихан Биджановой) да свеженький Peugeot 208 R2, привезенный зимой из Эстонии Михаилом Горшковым. На этом, пожалуй, все. Историю практически всех остальных машин можно проследить до седьмого колена; и это колено будет в лучшем случае датировано XXI веком – а в худшем мы отправимся гулять в далекие 90-е.
Можно долго рассуждать о том, почему так происходит – но факт остается непреложным: естественный процесс смены раллийной техники в украинском моноприводе не просто замедлился, а фактически остановился. А если так – то как можно ожидать полноценного наполнения в одном соревновании аж четырех моноприводных классов?
Честно говоря, мы и не ожидали – но реальность оказалась грустнее, чем можно было представить. В мини-ралли «Покровское Кольцо» только класс Р7 был более-менее на что-то похож – да и то, лишь на старте. К финишу же пришли всего два участника: Вадим Ерохин и уже упоминавшаяся Зуля Биджанова, которые по итогам СУ1 уверенно занимали два последних места в классе, проигрывая лидеру от 5 до 9 секунд с километра. Спору нет – надежность техники и минимум пилотских ошибок очень важны в ралли; но говорить о тяжелой борьбе за награды тут, увы, не приходится.
На другие классы, откровенно говоря, было достаточно тоскливо смотреть. Два экипажа в Р6, по четыре в PS6 и Р5… С первого же допа стало очевидно, кто выиграет в каждом из них (если только доберется до финиша). Понятно, что чувствовать себя экспертом приятно – но все же хотелось бы, знаете ли, хоть немножко интриги.
А теперь взгляните, что было бы, если бы эти классы были объединены в один, по образцу чемпионата Украины. Да, одесский феномен Дмитрий Шведченко все равно ушел бы в отрыв и одержал бы убедительную победу – но за его спиной достаточно плотно боролись бы Игорь Белоусов, Денис Шаповалов и Андрей Горбунов, которых в этой гонке порой разделяли считанные секунды. И кто знает, возможно, слыша за спиной дыхание соперника (или видя перед собой его задний бампер), каждый из них поехал бы быстрее, атаковал бы больше – и повышал бы, тем самым, не только зрелищность гонки, но и свое же мастерство!
Победы и призовые места, безусловно, доставляют радость всем. И, конечно же, финишируя на подиуме, любой экипаж получает, таким образом, дополнительную мотивацию для дальнейших выступлений. Это хорошая теория – но она, увы, не выдерживает испытания временем. Потому что «беспроигрышные» гонки, в которых приз ждет каждого стартующего, постепенно перестают быть гонками. И, повышая свое умение доезжать до финиша, спортсмены мало помалу привыкают к тому, что торопиться для этого совершенно не обязательно.
Конечно, возможен и другой сценарий. Если представить себе, что на следующие этапы Кубка Лиманов постепенно начнут выезжать имеющиеся в нашей стране три-четыре кит-кара, пяток «опелей» и «гольфов», десяток «восьмерок» и пара «таврий» – то, безусловно, все разговоры о слиянии классов станут глупыми и неуместными. И если организаторы Кубка Лиманов, которые действительно искренне стараются поднять планку этого турнира, видят свою перспективу именно так – что ж, мы можем это только приветствовать. Но все же рассматривать идею слияния четырех классов в два, как нам кажется, давно пора – хотя бы в качестве «плана Б».
Фото © Дмитрий Токарев, Маргарита Лавренко