Сама по себе идея некоего объединения спортсменов в своего рода профессиональный союз, как известно, отнюдь не нова. Самый известный пример – профсоюз гонщиков Формулы-1 Grand Prix Drivers Association (GPDA): организация, в которую входят все боевые и тест-пилоты «первой формулы». Данный профсоюз регулярно, перед каждым Гран-при, проводит короткие заседания, рассматривая вопросы безопасности, деловой и спортивной этики и т.д.
В чем смысл данного профсоюза и есть ли он вообще? Безусловно, есть. Например, были случаи, когда GPDA настаивала, скажем, на изменении конфигурации какой-либо трассы, поскольку считала определенный поворот слишком опасным – и организаторы были вынуждены считаться с этой позицией. Очень часто именно GPDA играет ключевую роль в определении корректности того или иного маневра во время старта гонки; больше того, зачастую спортсмены еще до старта договариваются между собой о запрете на те или иные действия в самом опасном, первом повороте.
В украинских реалиях создать аналогичный профсоюз спортсменов так и не получилось – хотя отдельные случаи коллективной реакции на те или иные ситуации были. Оглянувшись назад, можно вспомнить, например, обращение в ФАУ участников ралли «Буковина» 2010 года, в котором была дана резко негативная оценка уровню безопасности того соревнования. Намного более свежим является пример коллективного ходатайства спортсменов, под нажимом которых в начале 2014 года был-таки допущен к соревнованиям по мини-ралли 14-летний Влад Середенко.
Подчеркнем, что это были эпизодические всплески активности спортсменов, вызванные серьезными, практически форс-мажорными причинами. В то же время ФАУ, инициируя создание отдельного комитета спортсменов, преследует цель наладить постоянно действующую двустороннюю связь между федерацией и гонщиками. Польза от наличия такой структуры вполне ясна – но вот механизм создания комитета выглядит неубедительно.
В решении КАС от 21.02.2015 г. по этому вопросу сказано следующее: «…доручено дисциплінарним комітетам та робочим групам організувати голосування по обранню представників до складу Комітету під час проведення змагань з відповідних дисциплін. Встановлено, що обраним буде вважатись кандидат, який отримав підтримку більшості володарів ліцензії водія FAU, які беруть участь у змаганнях відповідного Чемпіонату, Кубку (Серії) у 2015 році». Другими словами, получается, что выбрать кандидатов от каждой дисциплины можно будет только тогда, когда пройдут все соревнования 2015 года, после чего можно будет определить точное количество их участников и подвести итоги их голосований. Возможно, мы неправильно трактуем формулировку – но, на наш взгляд, такой подход является излишне формальным и достижению поставленных задач не способствует.
По мнению проекта «Ралли в Украине» эффективнее был бы другой механизм. Для создания комитета вполне достаточно того, чтобы кандидатуры – по согласованию с ними – были выдвинуты дисциплинарными комитетами, без всеобщего голосования. В любом случае, некоторое время уйдет на формирование концепции деятельности комитета, определения круга его задач, механизмов коммуникации и так далее. И вот если в ходе сезона комитет спортсменов полноценно заработает, то тогда осенью, по итогам состоявшихся соревнований, можно будет дать предварительную оценку его работе и, если будет такая необходимость, изменить его состав.
Фото ©