Основания для таких сомнений, конечно же, есть – ведь, как и большинство гонок, данная имела и свои достоинства, и свои недостатки. Однако нас в данном случае более всего интересует тот факт, что ралли «Арабат» 2002 года было первой попыткой уложить всю боевую дистанцию в один гоночный день – то есть сделать то, что спустя десять лет стало общепринятой практикой во многих европейских раллийных сериях. И в этом плане описываемая нами гонка, безусловно, достойна занять свое место в истории.
Общая диспозиция
По своей задумке ралли «Арабат», впервые прошедшее в 2001 году, было весьма привлекательной гонкой. Назначенная на начало июня, она вполне могла стать своеобразной изюминкой, украшающей начало туристического сезона на Азовском море. Единственное обстоятельство, не позволившее «Арабату» стать постоянным участником ЧУ – вязкое грунтовое покрытие спецучастков, которое оказалось уж чересчур убойным для техники. К примеру, в гонке 2002 года, о которой идет речь, из 23 стартовавших экипажей до финиша добрались всего 11 – то есть даже не половина. И ведь дистанцию гонки не назовешь сколько-нибудь выдающейся: всего 71 боевой километр (157 км вместе с переездами). Собственно говоря, именно поэтому ралли «Арабат», наряду со «Старой Фортецей», имело самый низкий из назначаемых тогда коэффициентов – единицу (для сравнения, ралли «Столица» и «Чумацкий Шлях» оценивались вдвое дороже, а «Днепр» и вовсе имел коэффициент 3).
Дуэль гонки: Салюк, Разумовский и Александров
Как это часто бывало в те годы, ралли «Арабат» представляло собой «дуэль на троих» – за победу в скоротечном соревновании, состоявшем всего из девяти допов, боролись Александр Салюк, Валерий Разумовский и Андрей Александров. Безусловно, в этой борьбе не хватало Владимира Петренко, сошедшего на первом допе из-за поломки коробки передач – но и трое участников «Большой четверки» подарили зрителям достойный спектакль. Короткая дистанция не оставляла места для любых тактических игр: от старта до финиша спортсменам нужно было ехать «на всю катушку». В итоге из восьми состоявшихся спецучастков четыре выиграл Салюк, по два – Александров и сошедший на середине дистанции из-за поломки привода Разумовский. Разрыв же между победителем и вторым призером на финише составил всего 26 секунд (другими словами, Салюк в среднем был быстрее Александрова на жалкие 0,3 секунды с километра).
Сходы: Петренко, Салюк-младший и Бойченко
Петренко оказался далеко не единственным в этом ралли, кого подвела именно коробка передач. Точно такая же судьба настигла младшего Александра Салюка, выступавшего тогда на «восьмерке» и, как обычно, уверенно лидировавшего в своем классе до самого схода. Мало того, все тот же узел подвел и белоцерковского гонщика Александра Бойченко, который до седьмого спецучастка вполне реально претендовал на призовое место в своем классе. По прошествии десяти лет трудно утверждать наверняка, с чем было связано такое синхронное «предательство» коробок передач: то ли с тяжелой трассой, то ли с напряженным ритмом гонки, а то ли с обоими этими факторами вместе взятыми.
Казус гонки: отмена СУ1
Картина, представшая перед болельщиками на первом спецучастке той гонки, достойна отдельного упоминания. Безусловно, все знали, что младший Саша Салюк – быстрый гонщик; но видеть его в середине первого спецучастка висящим буквально на хвосте у россиянина Александра Гончарова на Subaru было, по меньше мере, неожиданно. Однако спустя некоторое время впечатление усилил тот факт, что экипажи Бойченко/Суховский и Рыбак/Тамразов почему-то проехали по допу не в том порядке, в котором стартовали… Разгадка оказалась простой и, увы, достаточно традиционной для украинского ралли: в одном из поворотов ограничительная ленточка была по ошибке натянута… поперек трассы ралли. В итоге одни экипажи проехали по легенде, игнорировав ленточку, а другие описали замысловатую петлю, потеряв на этом время. В итоге, как водится, непокорную ленточку перевязали, а результаты допа аннулировали.
Дебюты: Ерохин и Соустовы
Несмотря на минимальный коэффициент той гонки, в ней началась раллийная карьера двух спортсменов, чьи фамилии сейчас, как говорится, очень даже на слуху. Один из них – киевлянин Вадим Ерохин, который первым из украинцев два года назад стартовал на Honda Civic нового поколения, и продолжает с успехом выступать на этой машине и сейчас. Другой – Игорь и Лада Соустовы, ставшие своего рода легендой украинского ралли. Семейный тандем провел в ралли четыре сезона, стал в 2004 году чемпионом Украины, после чего Игорь уступил Ладе пилотское кресло (а штурманом при этом стала младшая дочь Соустова, Алина). Со временем, записав в свой послужной список 38 стартов в соревнованиях самого разного уровня, Лада Соустова единолично закрепилась на позиции самой опытной гонщицы в истории нашего ралли.
Герои второго плана: Кучер и Андриященко
Несмотря на то, что Руслан Кучер и Александр Андриященко выступали в разных классах, их борьба разворачивалась в абсолютном зачете. Представьте, что после шести первых спецучастков киевлянина и одессита разделяло всего пять секунд! Увы, со сходом Салюка-младшего Кучер вышел на чистое первое место в классе – соответственно, появился смысл немного сбросить темп и поберечь технику. Как следствие, борьба двух пилотов потеряла свою остроту, и на финише Андриященко привез Кучеру 23 секунды. А вот остаток сезона сложился для двух этих пилотов по-разному: Андриященко досрочно стал чемпионом страны уже в Днепродзержинске, а Кучер больше ни разу в том сезоне не финишировал и по итогу сезона оказался лишь четвертым.
Что было дальше?
Сезон 2002 года стал триумфальным для Александра Салюка-старшего, завоевавшего титул абсолютного чемпиона и повторившего этот успех годом позже. Что же касается ралли «Арабат», то гонка в Геническе прошла еще раз, после чего выпала из календаря чемпионата Украины. Попытки возродить ралли на Арабатской стрелке с тех пор больше не предпринимались.
Фото © Андрей Патраков