Традиционное ралли «Славутич» берет свое начало в далеких уже 80-х годах прошлого века. Нельзя сказать, что гонка в Черкасской области была звездой украинского ралли – куда более известно, например, буковинское ралли «Косов», которое было весьма непростым испытанием для участников чемпионата СССР. И тем не менее, черкасское ралли, наряду с донецким, мариупольским и карпатским, входило в число наиболее популярных украинских соревнований по автоспорту.
После развала Советского Союза ралли в Черкассах долгое время не проводилось. Однако чуть более десяти лет тому назад комитет ралли ФАУ и его тогдашний председатель Александр Салюк-старший, начали активно развивать идею проведения, наряду с чемпионатом Украины по ралли, параллельной серии – Кубка Украины. В конце 2009 года были проведены два, назовем их, «пристрелочных» соревнования в Херсоне и Черновцах, а на 2010 год Кубок Украины по ралли получил полноценный статус гоночной серии и календарь, состоящий из семи (!) этапов. По изначальному плану открывать турнир должна была киевская «Столица»; однако ее организатор и комитет ралли не сумели согласовать устраивающие всех даты, после чего право первенства перешло к «Славутичу».
Подробнее: превью ралли «Славутич» 2010 года
Поскольку черкасское ралли, назначенное на конец апреля, должно было стать первым украинским соревнованием 2010 года, интерес к нему вспыхнул мгновенно. Организаторы, в числе которых были хорошо известные в мире ралли Андрей Яроменко и Георгий Малов, подошли к вопросу фундаментально – и пригласили в качестве консультантов таких авторитетных людей, как Сергей Любимов, Михаил Лойленко и Александр Салюк. Правда, из-за затянувшей зимы количество неповторяющихся спецучастков пришлось сократить с трех до двух – но это вполне соответствовало регламенту Кубка, а потому опасений не вызывало.
Привлекательной выглядела и идея городского спецучастка, представлявшего собой некое подобие скоростного слалома. Поскольку запланировано было это в самом центре Черкасс, организаторы обоснованно рассчитывали на высокий зрительский интерес. К тому же, на открытие сезона собрался весьма неплохой состав участников – так, впервые в ралли полноценно стартовала команда XADO Motorsport, дебютировал на полноприводном Mitsubishi Виталий Пушкарь, впервые вывел на трассу свой Seat Павел Копилец, только что приобретенную Subaru решил «выгулять» Игорь Чаповский… 32 экипажа на кубковой гонке – сейчас, увы, такой результат считался бы большим успехом!
Подробнее: обзор ралли «Славутич» 2010 года
К сожалению, радужные надежды черкасчан разрушила… нет, не погода – она-то как раз не подвела. Наибольшим разочарование для спортсменов стала трасса, которая оказалась неспособна выдержать трехкратное прохождение канала из 30 машин. Уже к концу первого проезда моноприводные экипажи то и дело оказывались в колее; к концу же гонки проблема приобрела масштаб бедствия. В итоге, несмотря на отличную организацию, высокий уровень безопасности, неподдельный интерес зрителей и другие объективные «плюсы», гонка получила, скорее, негативную реакцию пелотона.
К чести черкасчан, они не сдались после первого же удара судьбы. Через год, в 2011-м, ралли «Славутич» вновь было заявлено, как этап Кубка Украины – только теперь уже на сентябрь. Организаторы нашли новые (причем еще более живописные) дороги, которые по своему покрытию были существенно жестче прежних. Как говорится, выводы были сделаны, и второй шанс был получен.
Подробнее: превью ралли «Славутич» 2011 года
Увы, полноценное возрождение не удалось и со второй попытки. С одной стороны, у спортсменов остался негативный «осадочек» от гонки 2010 года – и переубедить их было довольно сложно. С другой – к концу сентября бюджеты многих экипажей были уже истощены, и гонки низкого статуса «вываливались» из календаря сами собой. Да и идеология Кубка Украины, казавшаяся поначалу заманчивой, на практике так и не позволила сделать серию по-настоящему массовой.
В итоге, на старт второго ралли «Славутич» вышли всего 10 экипажей, что, конечно же, никоим образом не устраивало организаторов гонки. Соревнование в некоторой мере было спасено присутствием двух десятков любительских экипажей, который участвовали в своем соревновании параллельно с «профи». Однако и зрители, и сами экипажи после финиша сходились в одном: интересного в этом ралли было крайне мало.
Подробнее: обзор ралли «Славутич» 2011 года
Собственно, аматорские соревнования и обосновались в Черкассах после этого надолго – а вот попыток провести соревнование по классическому ралли больше так никто и не предпринимал. И хотя многие участники тех событий вспоминают их с определенной теплотой, рассчитывать на «третью реинкарнацию» черкасского ралли в ближайшее время, увы, не приходится…
Фото © Владимир Некрасов, Вячеслав Ромодан