Пользуясь случаем, мы решили вспомнить важнейшие вехи развития этих соревнований с самого начала и по сегодняшний день.
2004 год
Официально стартовавшая в Одессе гоночная серия носила название «Кубок Лиманов по скоростному маневрированию». Впрочем, оставим бюрократические нюансы функционерам – изначально созданный Виктором Шаповаловым Кубок представлял собой практически настоящее ралли, с большинством его атрибутов и параметров.
В течение 2004 года все пять этапов Кубка прошли на одной и той же трассе, пролегающей близ села Мариновка. Впрочем, жаловаться на однообразие дорожки не стал никто – вновь созданная серия пришлась по душе как новичкам, которые получили возможность набираться необходимого опыта, так и раллийным асам, приезжающим протестировать новую технику или прикатать нового штурмана. Первым же победителем Кубка Лиманов стал одесский пилот Сергей Фаюк, стабильно набиравший очки в каждом из пяти этапов серии.
2005 год
Второй сезон проведения серии установил рекорд, не побитый до сих пор – на трассе в Мариновке прошло семь этапов Кубка Лиманов! Если внимательно изучить списки участников, станет очевидно – едва ли не все нынешние лидеры украинского ралли начинали свои выступления именно тут, на «лиманах». Ну, а вопрос об абсолютном победителе в том году был решен досрочно – благодаря стабильным финишам на подиуме и двум победам обладателем Кубка уже после пятого этапа мог с полным правом называться Игорь Чаповский. Примечательно, что как раз на пятом, триумфальном для Чаповского этапе серии штурманом победителя был… легендарный Профессор, Андрей Александров!
2006 год
На третьем году своего существования Кубок Лиманов впервые выбрался за пределы Мариновки. Один из пяти этапов прошел на совершенно новой трассе в Первомайске, другой (пятый, заключительный) – на любимой многими спортсменами и большинством болельщиков дорожке в Каменце-Подольском. Естественно, выросла и общая численность участников Кубка – в этом году на старт вышло 72 первых пилота и 92 вторых.
Напряженной была и борьба за победу – перед финальным этапом на главный приз претендовали днепропетровец Александр Решетилов и киевлянин Павел Гонтовой. Для победы Гонтовому надо было набрать на шесть очков больше Решетилова; иными словами, Павла устраивали только три первых места, тогда как Александру достаточно было финишировать хотя бы пятым. Действительность оказалась проще любых расчетов: Гонтовой сошел с трассы досрочно, и Решетилов автоматически стал третьим обладателем Кубка Лиманов.
2007 год
География «лиманов» расширилась настолько, что в календаре, как ни парадоксально, не осталось места для самой Мариновки – в этот раз Кубок обошел ее стороной. Зато одна из гонок впервые прошла на территории сопредельного государства, в Молдавии. Новыми были и трассы трех других этапов Кубка, которые прошли в Белгороде-Днестровском, Мариуполе и Киеве. Отметим, что два первых города спустя буквально год приняли у себя этапы чемпионата Украины по ралли, что наглядно свидетельствует о высоком уровне разработки и подготовки этих трасс.
Что же касается обладателя Кубка Лиманов-2007, то им стал Юрий Протасов – впрочем, не без доли везения. Перед финальным этапом киевлянин лидировал в абсолютном зачете, однако на финал в Киев не поехал – дата проведения гонки пересеклась в финальной гонкой чемпионата Украины, ралли «Донбасс». Таким образом, главный преследователь Протасова, все тот же Гонтовой, получил прекрасный шанс отыграть отставание, которое составляло всего два (!) очка. К сожалению, потеря почти двух минут на СУ6 привела к тому, что Павел финишировал лишь на 13-й позиции – и второй раз подряд остановился в шаге от главного трофея…
2008 год
Очередной розыгрыш Кубка начался с гонки на еще одной новой трассе, построенной возле города Боярка Киевской области. Помпезным был и торжественный старт ралли, который был дан с главной улицы страны – Крещатика... Однако на одном этапе все и закончилось – организатор и вдохновитель «лиманов» Виктор Шаповалов в срочном порядке вынужден был взяться за проведение двух этапов чемпионата Украины («Мариуполь» и «Ялта»), и на «лиманы» времени просто не осталось… В итоге, та самая, первая киевская гонка была впоследствии включена в зачет другой серии, Кубка Столицы.
2009 год
Вновь, как и в прежние годы, Кубок Лиманов вернулся на свою родину, в Мариновку – впервые с 2006 года здесь прошли первый и третий, заключительный этапы серии (вторая гонка состоялась в Боярке). Наиболее яркой и запоминающейся была, конечно же, третья гонка сезона – Aleksandrov Rally Cup, посвященная памяти выдающегося украинского спортсмена Андрея Александрова.
Гонку, собравшую 47 экипажей – весь цвет украинской раллийной нации – выиграл один из самых быстрых гонщиков современной Украины, Александр Салюк-младший; победителем же серии стал Александр Фельдман, на счету которого остались победы в первых двух этапах. Собственно говоря, это лишний раз доказало неопровержимый пока что постулат – обладателями Кубка Лиманов становятся только пилоты, выступающие на автомобилях Subaru…
Фото © Сергей Холодило, Владимир Некрасов