Основой автоспорта являются команды – аксиома, которая не требует доказательств по определению. Именно с отсутствием крепких, стабильных коллективов, имеющих собственные традиции, историю, идеологию и принципы, связан, прежде всего, кризис, накрывший украинское ралли. Проект «Ралли в Украине» уверен – при наличии в стране хотя бы десятка гоночных команд в мировом понимании этого слова ситуация в нашем ралли на сегодняшний день выглядела бы совершенно иначе.
Впрочем, «маємо те, що маємо». Со времен последнего (пока?) взлета популярности ралли в нашей стране осталось лишь несколько коллективов с историей, стабильно принимающих участие хотя бы в одной украинской гоночной серии. Среди них особое место занимает Junior Way Team – единственная в Украине чисто молодежная гоночная команда, объединенная, прежде всего, вокруг идеи привлечения в автоспорт юниоров. Как живет сейчас команда, чем занимается и о чем мечтает – знает один из ее основателей, технический директор JWT Георгий Малов.
«Ралли в Украине»: Межсезонье – традиционный период затишья для большинства спортсменов и команд. Тем не менее, за кулисами всегда что-то происходит, и это зачастую бывает весьма интересно. Чем занята Junior Way Team?
Георгий Малов: Как ни банально это звучит, но в межсезонье закладывается фундамент для грядущего сезона. В этом, на самом деле, мало чего-то яркого – как говорится, серые трудовые будни. Все автомобили, которые находятся у нас на сервисе, требуют регламентных работ, дефектовки, если надо – ребилда. Ряд запчастей нужно заказывать, а доставка занимает время, поэтому процессы, бывает, растягиваются на несколько недель.
Кроме того, в нынешнее межсезонье в команде происходили определенные структурные изменения. За те три сезона, которые мы провели в ралли, накопилось много нового опыта и знаний. И для того, чтобы развиваться дальше, потребовалась реструктуризация команды.
«Ралли в Украине»: Можно немного подробнее рассказать об этих изменениях?
Георгий Малов: Очень упрощенно можно сказать так: начиная с нынешнего сезона Junior Way Team будет разделена на три глобальных подразделения – гоночное, сервисное и молодежное. Первое – собственно, спортивная команда, которая принимает участие в соревнованиях, ставит перед собой определенные турнирные задачи, отрабатывает тактические и стратегические приемы. Второе – комплексный сервис для тех, кто хочет профессионально заниматься ралли. И третье – поиск молодых талантов, помощь желающим прийти в автоспорт, обучение и развитие молодежи.
По большому счету, до сих пор мы занимались всеми этими тремя направлениями сразу. Теперь пришло время четко определить задачи, стоящие перед каждым из них.
«Ралли в Украине»: С твоего позволения, пройдемся по каждому направлению чуть подробнее. Итак, в перечисленном тобой порядке – какие планы у команды со спортивной точки зрения?
Георгий Малов: В настоящий момент это наиболее сложный вопрос. Думаю, немногие команды в Украине в настоящий момент могут похвастаться наличием гарантированного бюджета хотя бы на сезон, не говоря о долгосрочных программах. Мы – не исключение. Ну, а пока нет точного понимания бюджета, то нельзя и сказать определенно, какую гоночную серию, каким составом и на какой технике мы поедем в 2016 году. Разнообразие вариантов колеблется от чемпионата по горным гонкам – до раллийного чемпионата. Точнее можно будет сказать ближе к началу каждого из турниров.
«Ралли в Украине»: Позволь, но до старта двух упомянутых тобой чемпионатов осталось меньше недели…
Георгий Малов: …и тем не менее, мы до сих пор не готовы точно сказать, что пропустим первый этап этих серий – равно как и не можем гарантировать свое участие. Что поделать, мы живем в сложное время. Иногда важные вопросы решаются в самый последний момент.
«Ралли в Украине»: Сервисное направление, надо полагать, чувствует себя несколько лучше?
Георгий Малов: Не скрою, тут действительно ситуация более понятная. В прошлом сезоне услугами JWT Service пользовались Павел Копилец и Олег Шалаев; кроме того, мы оказывали логистическое сопровождение Александру Козлову. В сезоне 2016 года к этим пилотам присоединится и еще один: к нам на сервис перешел киевлянин Владимир Белоусов. Мы провели для пробы одну совместную гонку в конце прошлого сезона – это было ралли «Галиция» во Львове. Поскольку все остались довольны сотрудничеством, по итогам той гонки была достигнута договоренность на весь сезон 2016 года. Автомобиль Владимира уже находится у нас, проходит дефектовку, и к началу сезона будет полностью готов.
Вообще, я хотел бы донести до спортсменов ту простую мысль, что межсезонье, кроме всего прочего – самое правильное время для обсуждения планов и достижения договоренностей. Для того, чтобы команда могла гарантировать качественный сервис и надежную работу техники на протяжении года, нам нужно увидеть автомобиль, с которым предстоит работать, задолго до первой гонки. Тогда мы сможем качественно подготовить его к старту сезона. К сожалению, это понимают немногие, но мы рады, что ситуация понемногу меняется к лучшему.
«Ралли в Украине»: Ну, и наконец – то, что, вероятно, больше всего интересует наших читателей. Молодежные программы – какова их судьба?
Георгий Малов: Два года назад мы инициировали молодежную программу «И я хочу!», направленную на поиск и поддержку молодых талантливых ребят, которые хотят заниматься автоспортом. За два года по этой программе себя попробовали в ралли и горных гонках 9 ребят. Не все они закрепились в гонках – кто-то не выдержал нагрузки, кому-то банально не понравилось, а кто-то просто понял, что не сможет добиться успеха в силу объективных причин. Но именно в этом и состоит наша социальная функция: мы даем молодым возможность попробовать автоспорт на вкус, не покупая дорогостоящую технику, сервисное оборудование и прочее. Соответственно, если человеку по каким-то причина не хочется продолжать занятия спортом, он просто идет другим путем, не понеся при этом существенных финансовых затрат.
Поскольку мы считаем поддержку молодежи своей основной задачей, то, естественно, молодежная программа будет продолжаться. Больше того, могу сказать, что нашим проектом заинтересовалась Автомобильная Федерация Украины, и сейчас мы обсуждаем возможные варианты участия ФАУ в этой программе. Безусловно, в таком сотрудничестве есть перспектива – как для команды, так и для молодых ребят по всей стране.
«Ралли в Украине»: В итоге, каким образом эти три структурных подразделения будут взаимодействовать между собой?
Георгий Малов: Мы не изобретаем велосипед, а действуем по той же схеме, по которой работает, например, британская команда M-Sport. Техническое подразделение предлагает желающим различные клиентские программы, зарабатывая, таким образом, средства для спортивного и молодежного подразделений. Безусловно, этих средств хватает далеко не на все, поэтому мы продолжаем работать над привлечением новых партнеров и спонсоров. Повторюсь, так живут многие мировые и европейские команды; так же пытаемся работать и мы. Конечно, масштаб пока не тот – но у Junior Way Team все еще впереди!
Фото © Сергей Холодило, Виктор Аджамский, Виктор Краковский, Владимир Некрасов