С чего начинается любовь к автомобильному спорту? Правильно, с увиденной в детстве красивой гоночной машины. У кого-то это Ferrari, у кого-то Porsche, у кого-то Subaru… Сергей Чекан когда-то, давным-давно увидел раллийную Lancia Stratos и влюбился навсегда – как в ралли, так и в итальянскую марку.
Мечта жила в сердце долгие годы, чтобы стать реальностью в прошлом году, когда Сергей довольно-таки случайно обнаружил чуть ли не на свалке остатки раллийной Lancia Delta, нашел их владельца и приобрел то, что дожило до наших дней. «По большому счету, я купил кучу мусора, – рассказывает Чекан. – Но у меня было какое-то внутреннее чувство, что кузов не проржавел. К счастью, так и оказалось: после того, как мы сняли все слои краски, оказалось, что металл сохранился на удивление неплохо».
Естественно, у большинства читателей тут же возникает вопрос: что же это за автомобиль, кому принадлежал раньше? Отвечаем: данная машина была ввезена в Украину из Финляндии в начале 90-х годов прошлого века, и выступал на ней экипаж Александра Салюка и Сергея Томчани. Правда, долгим «сотрудничество» украинских гонщиков и итальянской техники не было: всего два старта в Италии, закончившиеся сходами. Что интересно – едва не затерявшийся на украинских просторах автомобиль до сих пор был зарегистрирован на Салюка, и лишь теперешний владелец занялся переоформлением документов на свое имя. Впрочем, «бумажная» сторона вопроса стала далеко не самой сложной из тех проблем, с которыми столкнулся Сергей Чекан.
«Каждая деталь автомобиля подвергалась тщательной обработке: очищалась от краски, пескоструилась, восстанавливалась, красилась заново, – рассказывает Сергей. – Был сделан полный ребилд двигателя вплоть до замены поршней на кованые. Перебрана коробка передач, причем новая собрана как минимум из трех! Все, что нужно поменять – меняли, покупали новое, восстанавливали старое. Стараемся, конечно, находить оригинальные детали – например, в разных местах купили несколько десятков оригинальных гравийных и асфальтовых дисков».
Масштабы проведенных поисков действительно поражают. Сергей обошел десятки сайтов, созванивался со специалистами из разных стран, искал детали на форумах и интернет-аукционах… Задача особенно усложнялась оттого, что параллельно готовилась… точно такая же гражданская Lancia Delta, которая по замыслу будет использоваться в роли прописочного автомобиля (на асфальтовых гонках)! В итоге единственное, что в гражданской машине не соответствует оригинальному исполнению – это отделка торпедо (место простенького пластика заняла приятная на вид и ощупь алькантара). Все остальное, вплоть до обшивки салона и багажника, полностью соответствует оригиналу.
«Очень много труда пришлось вложить в каркас безопасности, который теперь соответствует всем требованиям действующего Приложения J, – отмечает спортсмен. – Ребята из АТ-Ралли доварили несколько труб, которые призваны повысить и безопасность, и жесткость кузова. Добавили поперечную трубу под панелью приборов, «кресты» в дверных проемах, дополнительные трубы под крышей. Честно говоря, глядя на «родной» каркас, в котором этих элементов просто не было, я поражался – как эти люди вообще рисковали носиться с такой скоростью в настолько незащищенной машине!».
В настоящий момент процесс подготовки автомобиля вышел на финальную стадию. В ближайшее время на свои места будут установлены двигатель и трансмиссия; заканчиваются работы по изготовлению недостающих элементов кузова – в частности, знаменитых «дутых» передних крыльев. В общем, по расчетам Чекана, автомобиль вполне может быть готов к старту уже на первом этапе чемпионата Украины 2012 года.
«Естественно, я понимаю, что первые несколько гонок уйдут на поиск и устранение всяких «детских болезней», – признает Сергей. – Но меня это не пугает. Я не преследую каких-то турнирных задач, понимая, что с современными полноприводными машинами Lancia тягаться не может по определению. И если в «чемпионатном» классе У-4000 (бывший У12) мне, может быть, и удастся разок-другой заехать на подиум, то на «лиманах» в классе Р8 даже такой перспективы не будет. Но для меня это не важно. Я люблю ралли, и не представляю себе жизни без него. А эта машина способна подарить настоящее удовольствие и владельцу, и зрителям. Причем совершенно не важно, буду я ехать в зачете, «нолем» или «метлой» – удовольствие от этого меньше не станет.
Сейчас, оглядываясь назад, я даже самому себе боюсь назвать сумму, которую я уже на нее потратил. Но если бы пришлось начать все заново, я бы начал. Да, возможно, не повторил бы некоторых ошибок – но в целом я бы сделал то же самое».
Фото © Владимир Некрасов, архив Александра Салюка