Стремительно развивающиеся способы коммуникации не обходят стороной и автоспорт – и это может стать как его улучшением, так и проблемой.
Коммуникация в треугольнике «организатор – участник – зритель» всегда была одной из важнейших составляющих автоспорта в целом и ралли в частности. Спортсмен должен знать правила и формат проведения гонки. Болельщик должен знать ее расписание и результаты. Организатор должен получать информацию и от тех, и от других.
Не углубляясь в историю ралли эпохи динозавров, посмотрим, как это было устроено совсем недавно, каких-то четверть века тому назад. До широкого распространения компьютеров основные документы ралли – дорожные книги и карты – рисовали от руки и размножали при помощи копировальной бумаги. Результаты на спецучастках также записывали от руки на больших листах бумаги, именуемых «простынями». По итогу гонки эти листы свозились с пунктов КВ в штаб ралли; там они – опять же вручную – сводились в единую таблицу результатов, которая вывешивалась на всеобщее обозрение на Официальной Доске Объявлений.
С появлением компьютеров и принтеров процесс немного упростился – теперь информация заносилась в файлы Word или Excel, которые можно было легко распечатать и размножить в бумажном виде. Это касалось как протоколов результатов, так и оперативной информации, которая публиковалась на той же доске в виде бумажных бюллетеней, напечатанных, для заметности, на желтой бумаге.
Вместе с тем, обеспечить получение этой информации каждым заинтересованным лицом по-прежнему было невозможно – поскольку механизма беспроводной передачи электронной информации все еще не существовало. Другими словами, ты мог либо попросить распечатать тебе документ, либо дать дискету, на которую его мог записать непосредственно секретарь ралли.
О, что это были за времена! Мобильные телефоны только недавно появились и фотографировать, ясное дело, еще не умели. В офисах даже весьма приличных компаний выход во всемирную сеть осуществлялся с одного-единственного компьютера, на котором обычно лежала бумажка с надписью «НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ! ИНТЕРНЕТ!». При этом, поскольку услуги провайдера стоили совершенно нездоровых денег, заходить в этот самый загадочный ИНТЕРНЕТ можно было только по крайней необходимости и под строгим надзором ответственного лица, дабы не расходовать понапрасну бюджет компании. Найти же публичный интернет в незнакомом городе было задачей абсолютно нереальной.
Понятно, что в таких условиях большинство болельщиков чаще всего уезжало с гонки домой, не имея ни малейшего представления о том, кто победил. Особо упоротые имели два варианта – либо ехать в штаб и дожидаться публикации результатов вместе со спортсменами, либо отправляться домой и по дороге обзванивать всех знакомых, может, кто-то что-то уже знает.
Здесь сложно удержаться от того, чтобы кинуть камень в огород организаторов соревнований. Даже по мере распространения интернета они крайне неохотно делились файлами с официальными протоколами; а уж получить электронную версию бюллетеня – об этом и просить было бесполезно. Лишь героические усилия Ларисы Мищанчук, которую можно назвать мамой украинского раллийного интернета, позволяли ей плюс-минус оперативно (например, через два дня после гонки) доставать файл с результатами и публиковать на созданном ею форуме. В результате, именно данный форум долгое время был единственным в интернете источником более-менее официальной информации о ралли.
Упростило – и, в целом, нормализовало – ситуацию появление веб-сайтов. Пусть не сразу, но ими обзавелись и Автомобильная Федерация, и раллийный комитет, и даже наиболее продвинутые (и не очень жадные) организаторы. Поскольку параллельно с этим доступ в интернет становился все более легким и дешевым, найти, скачать и изучить опубликованные протоколы и документы становилось с каждым годом все проще. Ну, а с появлением онлайн-результатов и вовсе наступил «коммунизм» – большинство людей получило возможность узнавать о ходе гонки прямо в ходе гонки))). Это, кстати, некоторым образом объясняет уменьшение количества зрителей на спецучастках – но сейчас мы не об этом.
К сожалению (или к счастью), прогресс не просто не стоит на месте – он идет такими шагами, что человеку из прошлого века за ним не угнаться. За последние пару лет мы стали свидетелями поистине революционных изменений в способах коммуникации. Фактически умерли форумы. Закрылось большинство сайтов о ралли. Появилось и так же быстро исчезло ралли-радио. Общение между спортсменами и болельщиками перешло сначала в социальные сети – а теперь и в вайбер/телеграм-чаты. Ну и, что важнее всего, интернет теперь – у каждого в смартфоне.
Почему это представляется потенциальной проблемой? Причин две. Во-первых, чем больше каналов коммуникации появляется в арсенале организатора – тем больше людей и времени нужно иметь для того, чтобы распространить информацию по каждому из них. Учитывая, что большинство этих каналов имеет обратную связь, нужно не только опубликовать информацию, но и ответить на все дополнительные вопросы, возникающие у пользователей.
Во-вторых, разнообразие мессенджеров не дает ни малейшей гарантии того, что информация дошла до адресата. Отправил по вайберу – а у меня его нет. Выслал почтой – та я ее уже сто лет не смотрю. Выложил на сайт – а я не заходил. Закинул в фейсбук – а мне в ленте не попалось. Образно выражаясь, чем больше в доме дверей – тем меньше вероятность, что хозяин услышит стук.
И вот это, к сожалению, абсолютно недопустимо. Потому что вне зависимости от технологий, принцип останется неизменным всегда: организатор обязан предоставить участникам официальную информацию и получить письменное и однозначное подтверждение того, что она принята. Зачем? Представим, что в ходе гонки что-либо изменилось – маршрут, расписание, неважно. Любой экипаж, который не учел этого, теоретически может впоследствии сказать – а я не знал об изменениях, поэтому я не виноват. И только подпись представителя под бюллетенем является официальным основанием возразить – нет, дорогой, ты знал.
Поэтому, в части информирования участников соревнований, организатор должен неукоснительно следовать предписаниям регламентирующих документов, в том числе и международных. Как говорил Владимир Ильич Тесленко, если по регламенту табличка должна быть прибита четырьмя гвоздиками, то она будет прибита четырьмя, даже если прекрасно держится на двух. Добавим, что при этом не лишним будет иметь еще пару гвоздиков в запасе.
Другими словами, до тех пор, пока документы Автомобильной Федерации требуют наличие Официальной Доски Объявлений и висящих на ней распечатанных документов, а каждый бюллетень должен быть в бумажном виде доставлен представителю каждого экипажа под роспись – это нужно делать, и выбора тут просто нет. Как минимум потому, что именно такой вид публикации документов будет считаться единственным «законным» с юридической точки зрения – если к таковой вдруг придется обращаться.
Вместе с тем, игнорировать электронные каналы коммуникаций по меньшей мере глупо. Современные средства связи позволяют мгновенно донести информацию до большого количества людей, и этим, конечно же, имеет смысл пользоваться. Вот только плодить разнообразные методы коммуникации не просто бесполезно, но и вредно. Дополнительные усилия, которые требуются для этого, не дадут ничего, кроме дополнительной путаницы и неразберихи. Намного эффективнее выбрать для информирования какие-либо один-два мессенджера, указать их в регламенте, как официальные каналы, и пользоваться только ими. Держа при этом в уме, что единственным неоспоримым доказательством все равно остается бумага и подпись на ней.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Сергей Холодило, Александр Василюк, Денис Сисин