История данного автомобиля пока не столь длинна, чтобы ее трудно было вспомнить. Автомобиль, построенный в Польше Павлом Дытко (Dytko Sport), был привезен в Украину Юрием Яковенко зимой 2013 года. В составе команды 482 Rally Юрий провел четыре этапа Кубка Лиманов, в рамках которых его прототип трижды сходил с трассы досрочно из-за «детских» технических болячек, но на четвертый раз успешно финишировал восьмым в полноприводном классе Р8.
2014 год автомобиль начал под управлением Ивана Остапченко, который в первой же гонке (кубковое ралли «Схидниця») заехал на подиум, однако вскоре интерес к данной машине потерял. Очередное возвращение прототипа в строй инициировал Степан Мазур, который сначала провел на нем в Карпатах две тестовые сессии, а затем вышел на старт ралли «Буковина». Вот только, увы, не в зачете чемпионата Украины, а всего лишь в зачете Кубка Карпат.
«На самом деле, я просто не знал, готов ли я физически провести за рулем всю дистанцию этапа чемпионата, – объяснил свое решение Степан Мазур. – Меня все еще беспокоит старая травма спины, которую до конца залечить не удается. Поэтому я просто не хотел рисковать, и решил вместо чемпионатной дистанции проехать кубковую, которая примерно на 40 километров меньше.
В итоге оказалось, что 70 боевых километров моя спина выдерживает без каких-либо нареканий. Скажу больше, после гонки я чувствую себя даже лучше, чем до нее. Правду говорят, что дозированные физические нагрузки приносят организму только пользу. Хотя, конечно, если бы мои врачи узнали, что я стартовал в ралли, они бы сами меня убили».
Итак, решение ехать только в зачете Кубка Карпат Степан принимал самостоятельно – а это означает, что, при желании, он все-таки мог бы стартовать и в зачете ЧУ. Вот только в какой зачетной группе? Volkswagen Polo Proto, имеющий всю «начинку» от Mitsubishi Lancer Evo, никогда, естественно, промышленным образом не выпускался – а значит, не может быть ни омологирован, ни сертифицирован в Украине. Следовательно, по существующим правилам, данная машина может участвовать только в абсолютном зачете соревнования, не вмешиваясь в борьбу в каком-либо из классов.
Обидно при этом, что, кроме юридических, других противопоказаний для участия данной машины, например, в национальном классе У4000, попросту нет. Опасения в том, что она будет на голову выше других участников класса, абсолютно беспочвенны – достаточно взглянуть на результаты ралли «Буковина» и сравнить времена Степана Мазура, скажем, с лидером класса Владимиром Петренко. Из пяти спецучастков Мазур был быстрее лишь на одном, да и то на 0,2 секунды; остальное время Петренко на Lancer Evo стабильно опережал Степана на, казалось бы, более легком Polo Proto. Другими словами, прототип не потерялся бы в классе У4000, но и подавляющего преимущества не имел бы.
Кроме того, стоит отметить, что в Dytko Sport на данный момент собрано уже несколько аналогичных автомобилей, которые благополучно участвуют в различных европейских чемпионатах. Больше того, по неофициальной информации подобным проектом занимается и еще одно польское ателье, Stec Ralliart, которое якобы собирается вложить «начинку» от Lancer Evo в кузов Ford Fiesta. А коль так, то украинским спортивным законодателям пора задуматься о внесении в регламентирующие документы изменений, которые позволили бы перспективным прототипам выступать в нашей стране на общих основаниях.
Фото © Сергей Холодило, Виктор Краковский