На самом деле, проблема, мягко говоря, не нова. Еще в далеком 2004-м году тогдашний комитет ралли (возглавлял который, к слову, нынешний председатель КР, Олег Петрищев), инициировал в обществе бурную дискуссию на тему «А нужны ли украинскому чемпионату асфальтовые гонки?». Результатом стало исчезновение в календаре ЧУ-2005 асфальтового ралли «Столица» и… последующее появление в нем же асфальтового ралли «Ялта». Как говорится, кто платит – тот и регламент заказывает.
Прошли годы. Ялта, увы, уже давно не принимает у себя этапы украинского чемпионата (и неизвестно, примет ли когда-нибудь вновь). Однако, в силу сложившихся обстоятельств, на Западе Украины появилось достаточное количество асфальтовых дорог с отремонтированным (а по большей части – и заново уложенным) покрытием. Что вполне логично вызвало минимум у одного из местных организаторов (конкретно – у Галицкого автоклуба) желание провести в своем регионе асфальтовое ралли.
Однако вот беда – действующий регламент чемпионата Украины прямо запрещает проведение этапов данной серии на покрытии, отличном от гравия и грунта. Больше того, будучи поднятым на последнем заседании комитета, этот вопрос вновь не был решен однозначно. Логично рассудив, что соревнования, прежде всего, проводятся для спортсменов, комитет решил еще раз опросить участников чемпионата Украины 2019 и 2020 годов на предмет – а что они скажут о возможном включении в календарь ЧУ-2021 асфальтовых гонок?
Естественно, мы не можем знать, что конкретно думают по этому поводу спортсмены – но, при поверхностном рассмотрении, обнаруживается четыре основных взгляда на данный вопрос.
Взгляд 1: Асфальт – это дорого. Если участникам из младших классов, по большому счету, все равно, по какому покрытию ездить, то экипажам на топовой технике совсем не интересно покупать дополнительные комплекты колес, дисков и подвесок ради того, чтобы проехать на них одну гонку в год.
Взгляд 2: Асфальт – это опасно. С этим не поспоришь – большинство гонщиков прекрасно понимает, что там, где на гравии скольжение еще уверенно контролируется, на асфальте поздно уже даже молиться. Грубо говоря, переборщив со скоростью на гравии, ты почти всегда способен отловить машину – но зайдя слишком быстро в поворот на асфальте (особенно на скользком асфальте), ты вполне можешь из него вообще не выйти.
Взгляд 3: Асфальт – это интересно. Поскольку абсолютное большинство молодых украинских раллистов в асфальтовых ралли участия не принимали, новый и увлекательный опыт с удовольствием получил бы каждый. Особенно много сторонников этой теории среди тех, кто не обременен опытом восстановления разбитых машин.
Взгляд 4: Асфальт – это Европа. Здесь опять-таки возразить нечего – большинство европейских ралли в наше время проходит по асфальту. И, конечно же, если кто-то ставит перед собой задачу стартовать за рубежом (например, в чемпионате Европы), то асфальтовый накат – это то, без чего нынче не обойтись.
Понимая, что общее мнение будет представлять собой некую результирующую этих четырех векторов, мы, тем не менее, хотим поставить вопрос по-другому: а почему комитет ралли считает нужным запрещать какое-либо покрытие, если организатор готов проводить на нем гонку? В конце концов, как говорили в одном замечательном фильме, «любовь сэра Генри грозит неприятностями только сэру Генри». Хочет организатор провести асфальтовое ралли? Да ради Бога. Не хотят спортсмены в нем участвовать? Ну так пусть не едут, никто ж не заставляет!
Конечно, в этом случае легко возразить – мол, как же не ехать, если гонка входит в зачет чемпионата? Аргумент, на самом деле, крайне слабый. Ведь неважно, будет ЧУ-2021 состоять из пяти или из шести этапов – в зачет все равно пойдут четыре лучших. Другими словами, нет разницы, будет в календаре пять гравийных гонок – или пять гравийных и одна асфальтовая. Зачетных все равно четыре.
Подводя итог данным рассуждениям, скажем так. По нашему мнению, запрещать или отменять те или иные гонки нужно по совершенно другим показателям. Слабая работа официальных лиц, неудовлетворительная безопасность, отсутствие профессионализма у руководства гонкой – вот что должен контролировать комитет ралли. А с типами покрытия спортсмены разберутся сами – без дополнительных усилий со стороны регулятора, каковым видит себя КР.
Фото © Лариса Мищанчук, Назар Антонишин