До начала «большого сезона» в ралли остается чуть более двух недель – но обсуждения нового регламента не прекращаются.
Наверное, наиболее спорными моментами регламента украинского ралли образца 2021 года стали два новых правила. Первое: команды, желающие участвовать в чемпионате Украины по ралли, должны подать соответствующие заявки до начала турнира. Второе: экипажи, желающие получить по итогам года классификацию в абсолютном зачете, должны принять участие во всех этапах чемпионата. И то, и другое было воспринято частью общества, как слишком жесткое ограничение «прав и свобод» раллийных экипажей и команд, которые за много лет привыкли спонтанно решать – какие гонки ехать, а какие пропускать.
Что ж, давайте разберемся – откуда растут ноги этих правил и с какой целью их вводили. И начнем, как водится, немного издалека.
Буквально несколько лет тому назад предыдущий состав комитета ралли принял нестандартное на тот момент решение: предложить экипажам самостоятельно выбирать себе стартовые номера, которые закреплялись за ними на весь сезон. Условие было одно: заранее, до начала чемпионата, прислать заявку, с помощью которой зарезервировать за собой желаемый бортовой номер.
Так вот, год назад, по состоянию на 15 марта 2020 года, таких заявок было подано 15. А по состоянию на 15 марта 2021 года – вдвое больше, а именно 31. И эти две цифры в полной мере отвечают на вопрос – нужно ли тратить время и силы на то, чтобы заранее формировать список участников чемпионата. Нужно – поскольку, как показывает практика, это работает. И правило о предварительной подаче командной заявки – это вполне логичное продолжение той же самой темы. Причем, ключевое в ней слово – «заранее».
Загибаем пальцы. Организаторам гонок нравится заранее знать, кто приедет к ним на соревнование. Болельщикам нравится заранее знать, за кого они будут болеть. Журналистам нравится заранее знать, между кем развернется борьба. В конце концов, самим спортсменам нравится заранее понимать, кто будет их основными конкурентами в этом году. А поскольку всем нравится, то нужно просто сделать так, чтобы все участники процесса приняли правила этой игры и согласились в нее играть.
И вот если смотреть на процесс под этим углом, то и обновленное правило абсолютного зачета тоже становится вполне логичным. Кто борется за титул абсолютного чемпиона Украины по ралли? Правильно – самые сильные, быстрые, финансово уверенные в себе экипажи. Вполне очевидно, что именно их больше всего хотят видеть на своих гонках организаторы и зрители, и именно они создают чемпионату имидж и статус престижного турнира.
Ну и кому же будет плохо, если ведущие экипажи страны стартуют во всех шести этапах серии? Загибаем пальцы другой руки. Организаторы уверены, что к ним приедут все топовые пилоты. Зрители уверены, что увидят своих кумиров на любой гонке вплоть до финальной. Журналисты уверены, что у них будет материал для статей и сюжетов. Опять-таки, сами спортсмены уверены, что их ждет интересная борьба на каждой гонке. Что же тут плохого?
Да, возражают противники этой схемы, на бумаге все красиво. Но посмотрите вокруг, на реалии жизни! Экономика падает в крутое пике, пандемия то утихает, то вновь разгорается с новой силой. Как можно гарантировать участие в 100% заявленных соревнований?
Безусловно, гарантировать заранее нельзя ничего – как говорится, все под Богом ходим. Но давайте опять посмотрим на сухие цифры. В чемпионате Украины 2020 года было 12 экипажей, которые приняли участие во всех этапах. А на 2021 год о таком намерении заявили уже 20 участников!
Так чем же плохи новые правила? Может быть, просто тем, что такого никогда раньше не было?
Инфографика © Инна Сухомлинова
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Денис Сисин