Заслуженно или незаслуженно, но зачет исторических раллийных автомобилей в ЧУ пока не вызвал ожидаемого всплеска интереса.
Вспомним, как это начиналось: в 2015 году комитетом ралли был учрежден параллельный зачет – Трофей Rally Legends, в котором автоматически участвовали все автомобили старше 2000 года выпуска, стартующие в рамках чемпионата Украины по ралли. Правила участия были предельно простыми: никаких дополнительных технических требований, никаких дополнительных взносов, никакого деления на классы, стандартный подсчет очков, один экипаж-победитель.
В таком виде Трофей благополучно существовал в течение шести сезонов, однако в 2021 году комитет ралли решил придать ему более цивилизованный вид, приблизив к европейскому аналогу. Во-первых, возрастной ценз был увеличен – теперь историческими считаются автомобили, с момента производства которых прошло не менее 25 лет. Во-вторых, для зачета данных автомобилей было рекомендовано использовать не более 50% соревновательной дистанции этапа ЧУ (но с обязательным прохождением супер-спешиалов). И в-третьих, что важнее всего, «историкам» разрешили заявляться ТОЛЬКО в зачет Rally Legends – т.е. не проезжать полную дистанцию чемпионата, что может быть не под силу их 25-летним раритетам.
Прошло два этапа чемпионата – и мы пробуем дать некую предварительную оценку данному нововведению. Опираясь на статистику, можно однозначно сказать, что хуже не стало. В прошлом году в ралли «Чумацкий Шлях» и «Галиция» суммарно участвовало 9 «исторических» экипажей – и в этом году в турнирной таблице их пока ровно столько же. Больше того, если на «Трембите» стартуют, согласно предварительным заявкам, Максим Шиков и Михаил Луцяк, то количественно нынешний Трофей начнет даже опережать прошлогодний.
Оправдало себя и решение о сокращении «исторического» километража. Возьмем, к примеру, «Галицию»: все участники Трофея благополучно прошли его дистанцию – однако до финиша «большой» гонки добрались лишь Юлия Гриценко и дисквалифицированный впоследствии Конрад Рюдигер. Наглядный пример того, что мировая практика в этом вопросе не ошибается: возрастным автомобилям тяжело сохранять свои боевые качества на протяжении 100+ боевых километров, особенно гравийных.
Чуть более справедливым стало и соотношение сил среди участников данного зачета. Не пройдя «возрастной ценз», перестал числиться «легендой» BMW Сергея Рудьковского, выигравшего три Трофея подряд, с 2017 по 2019 годы. На данный момент первые пять строчек в турнирной таблице Rally Legends занимают экипажи на модификациях ВАЗ-2105, 2108 и 2113 – ради которых, собственно, и затевался данный зачет. Да, жаль, что как минимум на «Трембиту» не приедут Довилас Чютеле и Игорь Белоусов – эти пилоты смогли бы здорово обострить борьбу среди «историков». С другой стороны, свою интригу внесет уже упоминавшийся Шиков, который вполне способен отобрать очки у лидирующей в данный момент Надежды Соболевой.
Но вот в части привлечения малобюджетных экипажей для участия исключительно в Трофее – план комитета ралли, похоже, провалился. Что уж говорить, если и сам идеолог этого решения, киевлянин Сергей Чекан так ни разу (пока!) не стартовал в нынешнем ЧУ. И разгадка здесь проста: к сожалению, тяжесть логистических расходов является настолько ощутимой, что если уж «исторический» экипаж решается выехать на этап ЧУ, то замахивается сразу на всю боевую дистанцию – как говорится, «згоріла хата, гори й комора».
Между тем, повторимся, все условия для таких экипажей созданы: им не только смягчили технические требования в части соответствия омологации, но и разрешили – при согласии промоутера этапа – стартовать перед основным каналом, т.е. ехать по неразрытой дороге. Казалось бы, все карты в руки обладателю древнего «бумера», «копейки» или «кадета» – но нет, пока желающих не видно… Что ж, будем надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону во второй половине сезона – к примеру, на мариупольском или киевском этапах ЧУ.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Евгений Хитрук, Евгений Олейников, Виктор Аджамский, RallyVision