В истории украинского ралли львовские гонки всегда занимали особое место – прежде всего благодаря своему неповторимому самобытному характеру.
Первым в новейшей истории украинского ралли гонку в Карпатах провел Василий Ростоцкий; было это осенью 1997 года, без малого 15 лет назад. С 1997 по 2000, а также в 2003 и 2004 годах ралли так и называлось – «Карпаты». Затем, в результате различных политических игр Ростоцкого отстранили от организации чемпионата Украины, и львовское ралли, переименованное в «Галичину», стал проводить Сергей Еженков. Гонка 2007 года, о которой пойдет речь ниже, уже до старта привлекла к себе внимание тем, что была перенесена на две недели из-за нашумевшей аварии железнодорожного состава, перевозившего фосфор – однако на этом форс-мажоре все неприятности того ралли закончились…
Общая диспозиция
«Галичина» образца 2007 года проходила в совершенно непривычном ныне растянутом формате. Первый день соревнований был посвящен двукратному прохождению асфальтового пролога, впервые прошедшего на Сиховском мосту во Львове. Оставшиеся же семь спецучастков были растянуты еще на два (!) дня – три в субботу и четыре в воскресенье. Болельщикам такой формат, конечно же, пришелся по душе – пожалуй, это был единственный в истории этап чемпионата Украины, на котором можно было увидеть все без исключения допы! Спортсмены же были не в восторге, проезжая за гоночный день немногим более 50 боевых километров (общая протяженность гонки составила 133 км). Немногочисленным было и количество стартовавших – впрочем, виной тому, что на старт вышли всего 26 экипажей (финишировали 19 из них), стали уже упоминавшаяся «фосфорная» авария и вызванный ею перенос ралли.
Новая техника: Горбань, Протасов и Мазур
В ходе того сезона двое топ-пилотов страны – Валерий Горбань и Юрий Протасов – вовсю экспериментировали с техникой, то и дело меняя «бриллианты» на «плеяды» и наоборот. И если на предыдущую гонку в Ивано-Франковске Горбань выехал на Subaru, а Протасов – на Mitsubishi, то на «Галичине» все произошло с точностью до наоборот. Отметим интересную деталь: до последнего не определившись с выбором техники, Горбань привез во Львов обе машины, и лишь в последний момент решил стартовать на Evo, оставив Impreza скучать на обычной парковке на окраине города. Что же касается ивано-франковца Степана Мазура, то он во Львове стартовал на совершенно новом для себя автомобиле – взятом в аренду у Збигнева Стеца Lancer Evo IX.
Дуэль гонки: Александров и Протасов
Без сомнений, противостояние Андрея Александрова и Юрия Протасова во Львове-2007 было одной из самых красивых дуэлей в истории украинского ралли. На некоторых спецучастках соперники показывали времена, отличавшиеся друг от друга на десятые доли секунды! По итогам первых пяти допов впереди шел Протасов, от которого на 9,7 секунды отставал Александров. К утру воскресенья напряжение достигло своего апогея: на первом же спецучастке дня Андрей «откусил» у Юры три секунды, приблизившись к сопернику на расстояние атаки. И в этот момент Протасов не выдержал… Вместо того, чтобы удерживать свой темп, пытаясь сохранить имевшийся отрыв от Андрея, Юрий чуть-чуть ускорился – и, не вписавшись в поворот, разворотил подвеску своего автомобиля. Профессор же, блестяще решивший свою тактическую задачу, уверенно довел гонку до победы – увы, последней в его гоночной карьере…
Аварии: Рощенко, Ведерников, Герман
Авария Протасова стала далеко не единственной в этом ралли, славящемся своими супер-скоростными гравийными спецучастками. На том же спецучастке, что и Юрина Impreza, буквально нырнул в кусты Evo VIII Сергея Ведерникова, а следующий доп стал последним в этой гонке для Владимира Рощенко и Ивана Германа. Кстати говоря, Герман в том году стал автором уникального антирекорда – его Subaru GT не доехала до финиша ни разу в семи гонках…
Загадка гонки: Салюк-младший
Тем, кто не помнит событий той гонки, наверняка показалось странным, что в разборках лидеров не принимал участия действовавший (и будущий) чемпион страны Александр Салюк-младший. Причина в совершенно нехарактерной для Салюка ошибке, которую он допустил на первом же субботнем спецучастке: Lancer поскользнулся в одном из поворотов и несколько метров дистанции проехал по придорожной канаве. Как результат: поврежденный бампер, интеркулер, пробитое колесо и примерно 30 секунд времени, потерянного по отношению к Протасову и Александрову. Впрочем, примечательно другое: устранив на сервисе повреждения, Саша не бросился в атаку, как это ожидалось, а просто довел гонку до конца, показывая второе-третье время на спецучастках. Редкий случай: в активе Салюка, проехавшего всю дистанцию, всего два выигранных спецучастка: второй (асфальтовый пролог) и последний, где шедший к победе Александров откровенно сбросился. Возможно, это просто был не Сашин день?
Дебюты: Василенко и Стрельников
Если вспомнить общую географию украинского ралли 2006-2007 годов, то легко заметить, что большинство гонок тогда проходило на Западной Украине – Каменец-Подольский, Ивано-Франковск, Черновцы, Львов… Соответственно, не вызывал удивления и существенный приток западноукраинских спортсменов и экипажей. В частности, на «Галичине-2007» дебютировали в ралли Мирослав Василенко и Владимир Стрельников, незадолго до этого начал карьеру Сергей Жолинский. Если добавить к ним опытных Ростислава Базилевича, Тараса Регу, Степана Мазура, Вадима Трутнева, получается довольно внушительная компания – едва ли не четверть тогдашнего пелотона. Увы, в результате смещения приоритетов развития географии ралли с Запада на Юг и Восток, все перечисленные спортсмены мало-помалу прекратили систематические выступления в чемпионате страны.
Герои второго плана: Трубин и Рега
Весьма драматичным образом в той гонке развивались события в младшем классе У2, где за главный приз сражались одессит Владимир Трубин и местный герой Тарас Рега. На втором городском спецучастке Рега неправильно заезжает на пункт КВ, за что получает двухминутный штраф. Борьба окончена? Ни в коем случае! В субботу и воскресенье Тарас выигрывает пять допов подряд отыграв у Владимира полторы минуты из двух! Увы, на предпоследнем спецучастке Рега перестарался, вылетел на обочину и, вернувшись лишь с помощью зрителей, окончательно утратил всякие шансы на победу. Впрочем, скорость львовянина была столь велика, что даже с учетом всех этих приключений он остался вторым в классе с двухминутным преимуществом над бронзовым призером.
Что было дальше?
После трагической гибели Андрея Александрова комитет ралли, возглавляемый Александром Салюком, постепенно стал смещать акценты в раллийной географии с Запада на Юг и Восток. В календаре появились Белгород-Днестровский, Мариуполь, Алушта – однако исчезли Каменец, Ивано-Франковск, а затем и Львов. Безусловно, часть вины в этом лежит и на организаторе львовской гонки, который из года в год допускал серьезные просчеты в обеспечении безопасности и опуская уровень соревнования все ниже и ниже. Впрочем, отсутствие львовского ралли в календаре было недолгим, и уже с 2012 года оно вновь прочно заняло свое место в чемпионате Украины.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Алексей Горбенко, Владимир Некрасов