Прежде всего, необходимо отметить, что различные эксперименты акул пера, пробовавших на собственной шкуре то, о чем они пишут или что показывают, за годы существования украинского ралли были весьма многочисленными. Некоторые – как, например, Владимир Севрук или Евгения Руденко – ограничивались одной или несколькими гонками. Некоторые – как, скажем, Валентина Бойченко или Надежда Казначеева – пробовали свои силы в журналистике, уже будучи достаточно известными спортсменками. В рамках же данной статьи мы упомянем лишь тех «гонщиков-журналистов», кто оставил заметный след в обоих сферах своей деятельности, вне зависимости от того, воплотилось ли это в наградах или титулах.
Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что наиболее известным среди журналистов, стартовавших в том или ином качестве в профессиональном ралли, является Алексей Мочанов. За рулем раллийной машины «бешеный хохол» провел несколько запоминающихся гонок в 2003 году в составе команды «Клиринговый Дом». В роли же штурмана Леша оказался в центре внимания коллег со всего мира несколько позже – без сомнений, все поклонники ралли прекрасно помнят феноменальный прыжок экипажа Салюк-Мочанов на турецком этапе чемпионата мира. В целом, однако, при всей зрелищности упомянутых стартов, никаких титулов в ралли, в отличие от кольцевых гонок, Алексей не завоевал.
Аналогично не может похвастаться чемпионскими званиями и опытный коллега Мочанова, экс-ведущий телепрограммы «Форсаж» Любомир Шумаков. Проведя почти шесть десятков гонок в экипаже Юрия Шаповалова, Любомир, как на грех, пропустил из-за травмы самый удачный для своего пилота сезон 2008 года, когда Юрий стал вице-чемпионом Украины. Впрочем, как минимум одна впечатляющая победа в коллекции Шумакова есть: конечно же, мы имеем в виду первое место в классе N4, занятое экипажем Шаповалов- Шумаков на WRC Rally of Turkey 2006 года.
По-разному сложились гоночные карьеры двух представительниц прекрасного пола, известных по работе в телепроектах «Драйв» и «Мотор-ТВ» – Оксаны Александровой и Татьяны Кравцовой. Оксана, пережив трагическую гибель мужа Андрея, некоторое время продолжала выступать в роли штурмана, однако за серьезными трофеями не гонялась. Таня же, напротив, за время выступлений в роли бессменного штурмана Николая Соболева, скопила солидную коллекцию титулов: два чемпионских звания в моноприводе и одно – в полноприводном классе У4000.
Четыре десятка стартов (и вновь – без титулов) в активе хорошо известного в мире автобизнеса Сергея Суховского. При этом можно с уверенностью сказать, что киевлянин держит пальму первенства по числу пилотов, которым он ассистировал – таких за его карьеру набралось аж 13! Количество в данном случае в качество не переросло: чемпионом Украины Сергей пока не стал.
А вот коллега Суховского по журналу «Автоцентр» Евгений Сокур данный титул в нынешнем сезоне завоевал – причем Жене понадобилось для этого всего 3 гонки! Всего же на счету киевлянина 10 стартов в ралли, что выделяет его среди коллег – никому из журналистов не удавалось стать чемпионом Украины по ралли столь стремительно. Не забываем и о пилоте Вадиме Снигурове, которому, собственно, и диктовал стенограмму Женя.
Ну, и наивысшее достижение принадлежит, как вы уже догадались, Николаю Романову, хорошо известному болельщикам со стажем по телепрограмме «Мегадрайв». В завершившемся сезоне Коля вместе со своим пилотом, Денисом Сидоровым, стал абсолютным чемпионом Украины по ралли и по мини-ралли, первым из штурманов установив, таким образом, это уникальное достижение. Интересно, удастся ли кому-нибудь из журналистов повторить его в будущем?
PS. Коллега Суховский сделал полезное дополнение – в данном контексте заслуживают упоминания еще два человека. Первый – Олег Рыбак, известный в прошлом штурман, организатор соревнований, автор многих трудов по автоспорту, стабильно публикующийся в различных журналах и на сайтах, в том числе и на нашем)). Второй – новоиспеченный вице-чемпион мира по ралли Павел Черепин, чья гоночная карьера началась в 2007 году, когда он еще работал футбольным комментатором на ТВ.
Фото © Владимир Некрасов, Сергей Холодило