Одна из самых ярких и зрелищных гонок Украины всегда преподносила спортсменам разнообразные сюрпризы – порой, скажем прямо, не самые приятные.
Нужно признать, что мы в редакции «Ралли в Украине» долгое время сомневались в том, что «Мариуполь» сможет вернуться в календарь чемпионата Украины в 2020 году. Сложная обстановка в стране, упавшее количество стартующих спортсменов, разнообразные слухи, доходившие до нас – все это настраивало на пессимистический лад. Что поделать: все мы, люди, легче верим плохим новостям, нежели хорошим.
Что ж, самое время признать, что мы в своих опасениях были неправы: ралли «Мариуполь»-2020 состоится, причем пройдет оно в лучших своих традициях – с параллелькой, бродами и трамплинами. Что говорить – именно броды и трамплины давно стали той изюминкой, которая собирала (и, надеемся, вновь соберет) на трассе многотысячную зрительскую аудиторию. Но немаловажно также и то, что именно броды с трамплинами таят в себе наибольшую опасность для спортсменов.
Чтобы предостеречь молодых участников ралли, а также напомнить старожилам прежние времена, мы подготовили очередной «хит-парад» разнообразных аварий, которыми столь богата мариупольская история. Смотрите, и не забывайте – автоспорт не может быть опасен. Он сам и есть опасность.
5 место – Александр Панченко/Николай Ратушный, 2008 год
Одной из первых жертв коварной мариупольской трассы стала легендарная Honda Integra – единственный в своем роде ралликар, стартовавший на дорогах нашей страны. Уже под конец гонки, на СУ9, автомобиль Александра Панченко неудачно приземлился после одного из трамплинов и, несколько раз кувыркнувшись, замер в поле на крыше. Некоторое время ходили слухи о том, что машина после данного краш-теста была списана; однако спустя пару лет ее восстановили и до 2011 года она продолжала выходить на старт раллийных гонок.
4 место – Антон Кузьменко/Эйтан Халфон, 2009 год
В 2009 году полноприводная карьера Антона Кузьменко только начиналась – и в четвертой по счету гонке он попал в крайне неприятную ситуацию. На третьем спецучастке ралли «Мариуполь» его белая Subaru перевернулась, остановилась на обочине – и буквально тут же вокруг нее начала гореть трава. Сотни болельщиков, наблюдавшие за трагедией с расстояния в несколько сот метров, ничего не успели поделать – равно как ничем не помогли и приехавшие через некоторое время пожарные: автомобиль сгорел и восстановлению не подлежал. Впрочем, это не остановило Антона на его раллийном пути – и, кстати, через несколько лет он выиграл «Мариуполь» в абсолютном зачете!
3 место – Юрий Протасов/Адриан Афтаназив и Валерий Горбань/Вадим Чернега, 2011 год
В 2011 году «Мариуполь» проходил в нетипичные для себя даты – в середине мая. Одним из сюрпризов, которых не ожидал никто из гонщиков, стала скользкая молодая трава, которая разительно отличалась от привычной выжженной солнцем степи. Именно этот фактор сгубил двух фаворитов гонки – один за другим Валерий Горбань и Юрий Протасов не удержали свои машины на скользком травяном склоне и плюхнулись с берега в воду… И если Горбань кое-как сумел оживить электрику своего Evo IX и продолжить гонку, то Протасов из речки своим ходом уже не выехал.
2 место – Александр Салюк/Евгений Червоненко, 2012 год
Александр Салюк хорошо знает, что такое мариупольское коварство – первая же его гонка тут закончилась аварией, в которой достаточно неприятную травму спины получил штурман, Адриан Афтаназив. Но случай, происшедший несколькими годами позже, относится к нетипичным – дело в том, что причиной Сашиной аварии в 2012 году стала… попавшая под педаль бутылка с водой, которая была плохо закреплена в салоне. Отметим, что этот эпизод едва не лишил Салюка чемпионского титула в том году – однако везение и настойчивость все же помогли Саше одержать итоговую победу.
1 место – Дмитрий Роткевич/Александр Вороной, 2012 год
Наверное, наиболее известным эпизодом ралли «Мариуполь» за все годы его проведения является авария, в которую на глазах у нескольких тысяч зрителей попал Дмитрий Роткевич. Неудачный заход в брод привел к тому, что машина перевернулась именно из-за удара об воду! Расстроенный пилот буквально тут же после гонки продал свой кит-кар в состоянии «как есть», и несколько лет после этого не выступал. Однако, благодаря многочисленным фотографам и операторам кадры аварии Роткевича заполонили интернет – и по сей день являются одним из наиболее просматриваемых видео-моментов украинского ралли…
Безусловно, количество неприятных случаев на мариупольском ралли не ограничивается пятью перечисленными – коварство этой трассы известно всем. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся к спортсменам и зрителям: помните о том, что безопасность – самая важная составляющая ралли. Берегите себя и получайте только наслаждение от красивой, яркой и безопасной гонки!
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Архив «Ралли в Украине»