Сегодня, когда сразу четыре украинских раллийных экипажа штурмуют вершину мирового ралли – чемпионат WRC, – мало кто знает о том, как начиналась одиссея украинцев, покорявших самую престижную раллийную серию мира.
А между тем, именно сегодня, 17 октября 2011 года исполняется ровно 20 лет с тех пор, как первый экипаж, представлявший раллийную Украину, занял призовое место на этапе чемпионата мира WRC! Проект «Ралли в Украине» совершил путешествие во времени, чтобы очутиться на ралли Сан-Ремо 1991 года, где впервые в истории независимого украинского автоспорта на подиум чемпионата мира поднялся экипаж Николая Никитюка и Игоря Володько…
Итак, 1991 год. Огромная страна, носившая гордое звание «одной шестой части суши», распадается на глазах. В августе Украина объявляет о своем суверенитете – а уже в октябре одесский раллийный экипаж впервые защищает честь вновь родившейся державы на чемпионате мира. «Конечно, тогда мы еще считали себя гонщиками из СССР, – вспоминает Николай Никитюк. – Я толком даже не знал, как пишется Ukraine по-английски, но честно писал на борту машины имя моей страны».
Почему для первого старта был выбран именно этап в Италии? Никитюк объясняет это легко и просто: «В то время нам очень сильно помогало Черноморское морское пароходство. И, естественно, нам было проще и удобнее выступать в тех странах, где были его представительства. Это давало возможность где-то обеспечить себе проживание, где-то оплатить стартовые взносы – в общем, решить вопросы, связанные, как сейчас говорят, с логистикой. Поэтому мы стартовали в Греции, в Югославии – в тех странах, которые имеют выход к морю. Ну, а Италия была тогда мечтой, нам очень хотелось проехать эту гонку, которая считалась одной из самых сложных и интересных в мировом чемпионате.
Мы долго ждали приглашения – ведь в те времена без данной формальности выехать из страны было практически невозможно. Когда оно пришло, мы радовались, как дети. Ездили в Москву, в МИД, долго оформляли визы. В конечном итоге нам пришлось даже отклониться от запланированного маршрута, который пролегал через Австрию – потому что нам не поставили транзитную австрийскую визу. Мы поехали кружным путем, через Югославию, в которой шла война; да и там нас пропустили «под честное слово», на каком-то контрабандном КПП. В итоге мы приехали на гонку буквально за два дня до техкома. И за эти оставшиеся два дня мы провели ознакомление с трассой – буквально, и днем, и ночью. Записали трассу с одного раза – но на удивление, стенограмма легла, как по нотам».
Ралли начала 90-х – это совершенно не то, что мы понимаем под этапом чемпионата мира сейчас. Гонка в Сан-Ремо длилась пять дней, с 13 по 17 октября. Спортсменам предстояло преодолеть 572,5 километра только боевой дистанции, не говоря уже о дорожных переездах между спецучастками. 31 доп, из которых выделялись СУ2 Ceriana, СУ15 и 19 Nerbici и СУ20 San Bartolomeo, каждый из которых по своей протяженности превышал 30 км. При этом первые два дня гонки проходили по асфальту, третий и четвертый – по гравию, а финишировало ралли вновь на асфальте.
«Гонка началась для нас из рук вон плохо, – вспоминает Никитюк. – На первом же длинном спецучастке у нас едва не отвалилось колесо. Помню, мы остановились – и колесные гайки просто попадали на дорогу… На асфальте мы проигрывали много, просто вечность. Честно говоря, настроение было ни к черту; хотелось добраться до гостиницы, выспаться, потом сесть на пароход и уехать домой. Мы не спали несколько ночей, штурман еле держался на ногах… Но как только гонка пошла по гравию, мы начали отыгрывать отставание и к концу четвертого дня вышли на второе место в нашем классе».
Надо отметить, что украинцы изначально были в проигрышном положении. Нет, к автомобилю претензий не было: ВАЗовская «восьмерка», на которой они выступали, была построена в Тольятти; прежде, чем попасть к Никитюку, она некоторое время была в руках легендарного Сергея Вуковича. Проблема заключалась в том, что на ВАЗ 2108 с объемом двигателя 1300 кубических сантиметров изначально не было омологации. Из-за этого экипаж Никитюка и Володько был переведен в старший класс А4, где соревновались машины с объемом двигателя до двух литров. По тем временам – более чем серьезные машины: Opel Kadett, Toyota Corolla, Peugeot 205 GTI… И тут вдруг какая-то «Лада-Катастрофа». Оценить шансы новичков на успех не мог попросту никто.
«Нас ведь никто не знал, и «Самару» видели впервые, – рассказывал тогда, в 1991 году после гонки Игорь Володько. – Так потом в прессе и писали: незнакомые люди, на незнакомой машине, с таким слабым технически обеспечением – а рвутся к победе… А у нас было – спасибо пароходству – всего три комплекта шин Michelin. На всю гонку. При том, что экипажи Lancia, Toyota тратили по комплекту на каждый спецучасток. А мы обошлись тремя…
Когда мы приехали к последнему пункту контроля времени вместе с одним экипажем, главным нашим конкурентом (они, потом оказалось, четвертое место заняли), то их штурман, девушка, выскочила из машины, узнала время и стала прыгать, ликовать. Мы, конечно, приуныли – думали, что уступили им. А оказалось, что это она за нас так радовалась, что мы оказались третьими и приз получим».
На финише экипаж Никитюка и Володько от финишировавших за ними Джованни Паццальи и Барбары Джирарделли (той самой «радовавшейся» девушки) отделило три секунды. Три (!) секунды на пятистах километрах специальных участков… Трудно вообразить плотность и напряжение этой борьбы. «Когда настала наша очередь выходить на подиум, я просто не нашел в себе сил подняться туда, – говорит Никитюк. – И когда Игоря спросили «А где же ваш пилот?», он просто показал вниз, к подножию подиума. Я действительно не мог подняться наверх, настолько я был истощен».
Сегодняшним любителям ралли не так-то просто представить себе те времена и тех героев. Дидье Ориоль, Карлос Сайнс, Юха Канккунен, Армин Шварц, Массимо Бьязион, Малькольм Уилсон – сегодня это уже легенды; а ведь все они участвовали в той гонке. И, кстати, в классе А4, где на подиум поднялись Никитюк и Володько, первым в Сан-Ремо финишировал не кто иной, как Бруно Тьири – один из известнейших бельгийских пилотов, будущий (на тот момент) чемпион Европы. Увы, такого продолжения карьеры у украинцев не было, да, по большому счету, и быть не могло…
«Та «восьмерка», на которой мы стали призерами этапа чемпионата мира, служила мне еще много лет, – вспоминает Николай Никитюк. – На ней мы выступали с Володей Щербаковым во всех чемпионатах Украины по ралли, начиная с 94-го по 98-й годы. Затем, в силу различных обстоятельств, мне пришлось ее продать, и впоследствии ее просто порезали на металлолом. А вот другая моя машина, на которой мы выступали в Югославии и Австрии, ездит до сих пор – сейчас она принадлежит одесскому спортсмену Игорю Шабунину».
В словах Никитюка то и дело проскальзывает горечь – и его несложно понять. Сейчас, двадцать лет спустя, мало кто интересуется «делами давно минувших дней». А ведь на самом-то деле, только нынешней зимой в Швеции Юрий Протасов, финишировав вторым на ралли Швеции в зачете PWRC, превысил достижение Никитюка и Володько. Спустя несколько месяцев, в августе, Александр Салюк-младший повторил успех своих предшественников, став третьим на ралли Австралии. Три случая, когда украинские пилоты становились призерами этапов WRC в полноценной зачетной группе. Три случая, разница между которыми – в двадцать лет…
PS. Безусловно, нельзя забывать и о великолепных результатах двух украинских пилотов, Юрия Шаповалова (1-е место в классе N4, ралли Турции 2006 года) и Валерия Горбаня (3-е место в классе N4, ралли Польши 2009 года). Тонкость заключается в том, что на обеих этих гонках зачет Чемпионата Мира среди автомобилей группы Production Cars не проводился – поэтому мы изначально и не упомянули эти результаты в нашей статье. Однако данный вопрос, безусловно, требует глубокого исследования; и в межсезонье мы непременно опубликуем полную статистику всех стартов украинских спортсменов на чемпионатах мира по ралли.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © архив Николая Никитюка