21:18 19 Листопада 2017

Максим Шиков: «Удивить становится все сложнее»

Имя Максима Шикова куда более известно в слаломе, нежели в других дисциплинах автоспорта – однако то, что рассказал нам трехкратный чемпион Украины, будет интересно и поклонникам классического ралли.

На самом деле, один чемпионский титул в коллекции Максима был уже давно – в 2012 году, когда соревнования проходили под эгидой Федерации Автомобильного Слалома Украины, он выиграл этот турнир и получил звание кандидата в мастера спорта. Соревнования по слалому, которые проводились с 2013 по 2016 годы, не имели статуса чемпионата – и лишь в нынешнем сезоне вновь получили его. Шиков, не прекращавший стартовать в дисциплине в течение всех этих лет, считался фаворитом еще до старта сезона – и полностью оправдал все прогнозы, став чемпионом Украины в двух классах одновременно.  

Здесь самое время сделать паузу и задаться вопросом: а что, собственно, это дает? В чем разница между трехкратным чемпионом Украины – и простым водителем, время от времени принимающим участие в неформальных покатушках на парковках супермаркетов? Что означает чемпионский титул, если посмотреть на него с точки зрения окружающих – друзей, спонсоров, семьи? Именно с этого вопроса мы и начали наш разговор...

Максим Шиков: Что касается спонсоров, то, конечно, чемпионство добавляет в твой арсенал определенные «фишки». Я регулярно пользовался спонсорской поддержкой, но только в этом году взял на себя серьезные обязательства и очень доволен, что все их выполнил. Могу сказать, что и на следующий год есть кое-какие задумки, которые мы планируем реализовать с помощью спонсоров.

А вот члены моей семьи, без ложной скромности, привыкли к автоспорту и моим победам. Конечно, и в этом году поздравили, порадовались, гордятся мной. Но когда это продолжается добрый десяток лет, то удивить родных становится все сложнее.

«Ралли в Украине»: Что ж, если ты знаешь все секреты слалома – раскрой нам хотя бы некоторые из них. Ну, например, такой: как вы запоминаете фигуры? Скажем, то, что было в финале в Киеве – это же не поддается запоминанию, на взгляд обычного человека. Есть какие-то приемы?

Максим Шиков: На самом деле это не так сложно, как кажется. Чаще всего слаломная фигура на рисунке выглядит, как будто кто-то расписывал ручку. Но я даже не пытаюсь запомнить ее в нарисованном виде. Я распечатываю рисунок на бумаге (это важно, потому что с гаджетов учить намного сложнее) и иду с ним «на место действия».

Начинаю с того, что прохожу фигуру пешком, причем листик с фигурой всегда держу в одном положении относительно трассы, а не относительно себя. Так легче ориентироваться при запоминании. Второй раз стараюсь пройти или даже пробежать (многие над этим смеются), не заглядывая в схему. Потом один спокойный проезд уже на машине, чтобы убедиться, что все запомнил правильно, и дальше – вперед, отрабатывать уже в боевом режиме.

«Ралли в Украине»: Все это возможно только благодаря тому, что слаломные фигуры публикуют заранее. А это, вообще-то, хорошо или плохо? Может, интереснее было бы, если бы все ехали «с чистого листа»?

Максим Шиков: Да, в основном, фигуры оглашают заранее. Я думаю, что это правильно. Это дает шанс развиваться начинающим слаломистам, им так легче подготовиться и конкурировать с более опытными соперниками. Хотя лично мне было бы прикольнее ехать с чистого листа – надоело тренироваться перед каждым этапом))).

Если серьезно, то вот, например, этап в Днепре я ехал совершенно без тренировок, фигуру учил на месте. Отсутствие тренировок отразилось только на классе «Стандарт»: я ехал на заднеприводной Mazda MX-5, а опыта в заднем приводе у меня совсем мало. Я стал вторым, уступив первое место великолепно сделавшему свою работу Максиму Евдокимову. В переднем же приводе, на своей родной Honda CRX, я уверенно смог победить даже без тренировок.

«Ралли в Украине»: Кстати, почему в слаломе так распространены автомобили Honda CRX? Есть же масса других короткобазных машин, которые тоже хорошо рулятся и т.д. Почему именно «хонды» так популярны в слаломе?

Максим Шиков: Для слалома нужна короткая, легкая машина с мощным в широком диапазоне мотором. Все это изначально есть в CRX с завода. Современные «хот-хетчи» – просто автобусы по сравнению с «цириком», а по-настоящему маленькие машинки – это неедущие овощи, в которые нужно вложить три стоимости CRX, чтоб они стали конкурентоспобными. Это если грубо, а ведь у «цирика» есть еще много мелких аспектов: удобная схема включения задней передачи, не закусывающий ГУР и так далее. А заднее стеклышко в крышке багажника для меня – просто бесценно))).

«Ралли в Украине»: Возвращаясь ко второму твоему автомобилю, Mazda MX-5 – насколько интересным был сезон, проведенный на нем? Ведь ты сам говоришь, что опыта езды на заднем приводе у тебя не так уж много…

Максим Шиков: Наше выступление получилось очень удачным, я бы даже сказал – неожиданно удачным. Было непросто, именно потому, что мне пришлось на заднеприводном автомобиле конкурировать с передним приводом. И я рад, что смог достаточно быстро освоиться и воплотить все преимущества Mazda MX-5 в чемпионский результат. К тому же, полное содержание автомобиля, резину, топливо взяла на себя компания «Мазда Украина», за что им огромное спасибо. Это был интересный опыт, как для меня, так и для них.

«Ралли в Украине»: Ты упомянул резину – а ведь это тоже вопрос, который интересует многих. Скажи, много ли колес уходит на одну гонку? А на весь сезон?

Максим Шиков: Все зависит от бюджета, типа привода и уровня подготовки спортсмена. Когда мы с Еленой Котельниковой начинали ездить слалом, могли спалить по десятку колес на тренировках перед каждым этапом (а их тогда в году было восемь). Понятно, что это была не новая резина, но и не совсем «лысяки», потому что нет смысла ставить колесо, которое лопнет после двух проездов.  

Сейчас я тренируюсь намного меньше, так что и колес стираю совсем немного. Для самих соревнований легко хватает двух новых колес на сезон, поскольку резина на ведомой оси может быть из разряда тренировочной.

«Ралли в Украине»: Ты имеешь определенный опыт выступлений в ралли – как по-твоему, слалом дает что-то раллисту? Казалось бы, тут ведь нет стенограммы)))…

Максим Шиков: Ответ очевиден, если вспомнить, сколько быстрых украинских раллистов вышли из слалома. Прямо сразу же в голову приходят фамилии Протасова, Кадученко, Сторчака, Скока, Яновского и многих других.

На мой взгляд, для ралли слалом просто бесценен, поскольку это лучший способ наработать навыки контроля автомобиля в скольжении с наибольшей эффективностью. Закинуть в занос и отловить машину легко, а вот немного поскользнуться в нужный момент, на нужный угол, не потеряв скорости – это уже сложно. И научиться этому на раллийных трассах тяжелее и намного дороже.

Но с точки зрения стенограммы – слалом абсолютно бесполезен. Подтверждаю.

«Ралли в Украине»: Если продолжать сравнивать ралли и слалом, то очевидно, что вторая дисциплина существенно проще, компактнее, дешевле. Машины любые, правила простые… Почему же участников слалома не сотни, а лишь несколько десятков?

Максим Шиков: На самом деле количество людей, попробовавших себя в слаломе на разном уровне за последние лет десять, – это, наверное, даже не сотни, а тысячи. Кто-то понимает сразу, что это не для него. Кому-то начинает нравиться и, со временем, хочется кого-то обгонять и что-то выигрывать. Именно с этого момента данный вид спорта резко перестает быть простым и доступным.

Быстрый слаломный автомобиль обойдется не дешевле многих кольцевых или раллийных машин. А для того, чтобы этим автомобилем управлять на уровне лучшей пятерки Чемпионата, нужен не один год упорных тренировок, сотни спиленных колес и тысячи литров сожженного бензина. Большинство, осознавая это, прекращают заниматься слаломом или продолжают кататься на ночных заездах подобного формата, на парковках супермаркетов. И, кстати, там наполнение может доходить и до полусотни участников за раз.

«Ралли в Украине»: Что могут сделать организаторы, чтобы дисциплина развивалась – прежде всего, с точки зрения количества стартующих?

Максим Шиков: Честно говоря, когда я ставлю себя на место организаторов, я понимаю, что посоветовать мне нечего. Разве что пожелание для удобства зрителей – размещать фигуру на всеобщее обозрение, чтобы все понимали, что происходит. Плюс ко всему нужен грамотный ведущий, который будет компетентно рассказывать о ходе заездов. В Киеве было неплохо, но в других городах этого иногда не хватало.

Вообще, всегда хочется, чтобы было много зрителей, ощущение праздника. Очевидно, что на стоянку возле удаленного супермаркета зрители не приедут – а организовать все в центре города (особенно в Киеве) невероятно сложно. Но в этом году организаторы все сделали правильно, пошли трудным путем, и большое им за это спасибо.

Автор © Виталій Гончаренко

Фото © Руслан Ситарчук

Читайте також: