12:40 22 Вересня 2015

РАЛЛИЙНАЯ ТЕХНИКА: FORD ESCORT

Пару десятилетий тому назад автомобили этой модели выигрывали гонки и чемпионаты; мы решили выяснить, что осталось от былой славы раллийных «эскортов» в Украине.

Объективно говоря, несколько лет назад мы уже публиковали обзор раллийных автомобилей марки Ford. Однако, тогда мы поверхностно пробежались по всем моделям «голубого овала»; сейчас же решили остановиться только на одной модели, но более подробно. Кроме того, за несколько лет и ситуация изменилась, и информации у нас стало чуть больше.

Начнем с автомобиля, который формально украинским никогда не являлся – это Ford Escort, на котором в 1994 году Владимир Чопенко выиграл самый первый этап самого первого чемпионата Украины. Данная машина была арендована у немецкой компании AM Holzer Motorsport всего на одну гонку, после которой вернулась в Германию – так что мы упоминаем ее только в контексте ее исторической значимости.

Ну, а теперь – пройдемся по украинским «эскортам».

Ford Escort RS1600 Turbo

Достаточно редкий автомобиль не только для нашей страны, но и для Европы вообще. Упоминаем о нем мы, по большому счету, впервые, так как данный «эскорт» никогда не стартовал в профессиональном ралли – только в аматорском. Впрочем, он достаточно неплохо подготовлен и оснащен болтовым каркасом безопасности, чего вполне достаточно для участия в некоторых раллийных сериях, а также горных гонках. Некоторое время назад данная машина находилась в продаже; хозяин просил за нее 6 000 у.е.

Ford Escort RS 2000 mk5

Единственный в Украине двухлитровый раллийный «Эскорт» пятого поколения принадлежал днепродзержинскому экипажу Александра Бабенко и Дмитрия Полунина, который проехал на нем неполный чемпионат Украины по ралли 2004 года. Последним стартом для него стало ралли «Днепр», после чего, в конце 2004-го года, автомобиль был продан и пропал из поля нашего зрения.

Ford Escort RS 2000 mk6

Таких автомобилей в стране на сегодняшний день три. Первый из них был привезен в начале 2000-х годов Дмитрием Рыбаком специально для выступления в кольцевом чемпионате – впрочем, пилот несколько раз стартовал на нем и в раллийных соревнованиях. В 2003 году синий «Эскорт» покупает Юрий Протасов, также используя машину для стартов и в ралли, и в кольце. С переходом Юры на более современный Mitsubishi Lancer Evo IV, автомобиль некоторое время оставался в семье Протасовых, а затем переехал в Ужгород к Сергею Трутневу. В 2010-2015 годах на нем несколько раз стартовали в горных гонках Николай Ильницкий и Степан Нимець, однако в настоящее время машина по-прежнему находится в семье Трутневых.

Второй аналогичный автомобиль – только красного цвета – также связан с Юрием Протасовым. Эта машина принадлежала его отцу, Леониду Протасову, который стартовал на ней как в кольце, так и в ралли (именно на ней папа с сыном попали в аварию на ралли «Куяльник» в 1999-м году). Затем, побывав в руках «летающего журналиста» Алексея Мочанова, машина попала к Вадиму Бееву, а от него – к отцу и сыну Владимиру и Андрею Рощенко. Последний на сегодняшний день ее старт датирован 2013 годом, когда экипаж Владимира Рощенко и Сергея Суляева заехал на подиум класса У3500 в ралли «Ялта».

Третий автомобиль, также покрашенный в красный цвет, имеет только кольцевую историю. В конце 90-х на нем выступал Леонид Кузьмук. Через некоторое время автомобиль попал к Сергею Селихову, который недолго стартовал на нем в кольцевых гонках. В настоящий момент автомобиль выставлен на продажу по цене 8 500 у. е. Отметим уникальное достоинство данной машины: на ней до сих пор стоят заводские пломбы на двигателе и блоке его управления!

Ford Escort RS Cosworth

Полноприводных версий Escort Cosworth в Украине также было три. Одна в 2000–2001 годах принадлежала Алексею Железко; подготовкой двигателя занималось немецкое ателье Wolf (тюнинговое подразделение Ford), все остальное – подготовка MLP (как и у описанной выше модификации RS2000). Алексей проездил на этом автомобиле без малого два года, после чего продал в Днепродзержинск Вадиму Мордовину (вместе с аналогичным тренировочным «Эскортом»). Вадим единожды стартовал на данной машине (ралли «Столица» 2003 года), после чего в профессиональном ралли машина больше не появлялась.

Второй Ford Escort RS Cosworth, подготовленный по требованиям группы N, накрепко связан с именем заслуженного мастера спорта Украины Александра Салюка-старшего. Специально построенная для украинского гонщика в ателье MLP машина практически сразу же, в 1996-м году, принесла результат в виде титула абсолютного чемпиона Украины по ралли, после чего была возвращена обратно в Британию – а взамен (с доплатой) был приобретен аналогичный А-групповой автомобиль.

Данная машина к моменту своего появления в Украине уже имела раллийную историю – предыдущим ее пилотом был известный бельгиец Грегуар де Мевиус (а, по непроверенной информации, до него на ней выступал сам Ари Ватанен). Под управлением Александра Салюка-старшего машина проехала 21 этап чемпионатов Украины с 1997 по 2001 год, одержав при этом шесть побед в абсолютном зачете. Когда же Салюк вошел в состав сформированной команды Maccoffee Rally Team, «эскорт» вернулся в Британию к малоизвестному гонщику по имени Эндрю Фенуик.

Ford Escort WRC

Единственный в своем роде, уникальный для Украины автомобиль, принадлежавший легенде украинского ралли Василию Ростоцкому. Автомобиль топовой (на тот момент) подготовки был построен полузаводской командой Ford – MLP – для вице-чемпиона мира по ралли 1993 года Франсуа Делькура, у которого и был приобретен Ростоцким. За период с 1999 по 2001 годы Ростоцкий с разными штурманами выиграл на данной машине семь этапов ЧУ и завоевал два из пяти своих титулов. Впоследствии машина долгое время стояла во Львове без дела, а в 2009 году переехала в Финляндию, к местному гонщику средней руки по имени Тапани Хулкконен. До 2014 года финн эпизодически стартовал на ней в различных домашних гонках, а однажды даже выбрался в Эстонию…

Итог: По сути, потенциальный фанат марки Ford можно всерьез рассуждать только о покупке моноприводной модели Escort – таковых в Украине предостаточно, стоит только захотеть. Вполне демократичные цены, доступный ЗИП, понятный сервис – все это относится к достоинствам «эскорта» с приводом на одну ось. А вот полноприводные представители данной модели и встречаются намного реже, и стоят в разы дороже, и в обслуживании куда как сложнее. Впрочем, и имидж у них абсолютно неповторимый…

Автор © Володимир Некрасов

Фото © Владимир Некрасов, архив «Ралли в Украине»

Читайте також: