Пожалуй, для своего времени это был если не самый лучший, то однозначно самый эффектный раллийный автомобиль. Про «глазастую импрезу» говорили так: чем хуже дорога, тем лучше она себя на ней чувствует. И вряд ли мы ошибемся, если скажем, что большинство поклонников Subaru влюбились в эту марку именно благодаря данной модификации, получившей в N-групповом исполнении индекс N8/N9.
Вопреки расхожему мнению, первый в Украине автомобиль данного поколения вывел на старт не Андрей Александров. Это сделал в далеком уже 2002 году черкасский спортсмен Андрей Максутов, причем его машина имела необычный для марки серебристый цвет. Судьба данного автомобиля была настолько яркой, что, несомненно, заслуживает отдельного материала (который мы напишем когда-нибудь в будущем).
Пробыв несколько лет в руках двух отчаянных Алексеев, Мочанова и Железко, машина получила столько ударов, сколько не приходилось на долю ни одного их ее собратьев. В 2006 году автомобиль, перекрашенный к тому времени в белый цвет, попал в руки аккуратного и доездного Андрея Небесного – и, казалось, обрел спокойную жизнь. Увы, ненадолго: в 2009 году владельцем машины стал Антон Кузьменко, под управлением которого она и закончила свою карьеру, сгорев дотла в степном ралли «Мариуполь».
А вот еще один автомобиль данного поколения, построенный не Профессором, ждала радикально противоположная судьба. В 2003 году Subaru Impreza N8 синего цвета вывел на трассу киевлянин Дмитрий Рыбак. Через несколько лет машина перешла в руки крымчанина Ивана Луценко, а от него – к днепровскому спортсмену Николаю Кузнецову, который выступает на ней и по сей день.
Все остальные «импрезы» восьмого поколения, когда-либо поднимавшие пыль на раллийных дорожках Украины, были построены в боксах ателье «Александров Инжиниринг» (позже – AT Rally). Первым, кто получил такую машину, стал экс-штурман самого Александрова, Иван Герман, начавший пилотскую карьеру. В руках Ивана «глазастая» провела три гонки (из них в одной Герман поднялся на подиум), после чего вернулась к Александрову и… в первом же соревновании попала в серьезную аварию. Болельщики со стажем помнят ту знаменитую «крышу» на скорости за 180 км/ч в ходе ралли «Куяльник»…
Через полтора года после этой аварии, в 2005 году, восстановленная машина попала к Юрию Протасову, который в то время только-только осваивал езду на полноприводной технике. Парадоксально, но факт: в том сезоне Юрий и его штурман Тарас Чернуха лишь раз добрались до финиша – и результатом стало первое место в ралли «Ялта». Трудно поверить, но это – единственная победа автомобиля Subaru Impreza N8 в абсолютном зачете этапа чемпионата Украины по ралли!
Впрочем, этот успех остался последним в судьбе машины. После Протасова на ней некоторое время выступали Виктор Холявко (2006 год) и Владимир Рощенко (2007 год), однако призовых мест они не занимали. Затем автомобиль был продан неизвестным частным владельцам и его следы затерялись окончательно.
Тем временем, Александров, после аварии на «Куяльнике», достаточно быстро сумел построить следующий автомобиль того же поколения, дебютировавший осенью 2003-го на ралли «Днепр». Эта машина верой и правдой прослужила Профессору почти два года, но, подобно предшественнице, попала в тяжелую аварию – только не в Украине, а в Польше, в ходе ралли «Никон».
Дальнейшая судьба этой машины, без преувеличения, уникальна. В 2007 году на ней провел две гонки Руслан Кучер, однако, поскольку вторая из них – ралли «Трембита» – закончилась знаменитым падением с моста в реку, полноприводная карьера Руслана на этом прекратилась. Машину же через несколько лет приобрел Юрий Хомицкий; перестроил ее из модификации N8 в N12 и… благополучно выступает ныне в чемпионате Украины по ралли! Вот такая неожиданная история; кто не знал – на ближайшей гонке подойдите к Юре и убедитесь…
Но вернемся в начало века. Следующими, согласно хронологии, владельцами «глазастых» Subaru в Украине стали два пилота, чьи карьеры оставили весьма яркий след в нашей раллийной истории. Первый – одессит Игорь «Троица» Чаповский, выступавший на синей «импрезе» с 2004 по 2008 годы (и выигравший на ней, между прочим, Кубок Лиманов 2005 года). Когда Игорь пересел на более современную Impreza N12, его прежняя машина перешла к будущему чемпиону Европы по ралли Виталию Пушкарю, который и остается ее владельцем по сей день. По нашим данным, сейчас автомобиль находится в Литве и вопрос его возможной продажи временно снят с повестки дня.
Второй автомобиль черного цвета в том же самом 2004 году дебютировал в ралли под управлением кременчугского гонщика Юрия Шаповалова, представлять которого нет нужды. Почти два года Юрий выступал на данной машине – до тех пор, пока не попал на ней в серьезную аварию в ралли «Ялта». После этого автомобиль прошел длинный и извилистый путь, о котором мы подробно рассказывали в одной из прошлогодних публикаций; сейчас машина находится у днепровского гонщика Андрея Волошина, который стартует на ней в чемпионате Украины.
В заключение нужно упомянуть еще один автомобиль данного поколения, о котором сейчас помнят немногие – мы имеем в виду красную (!) «импрезу», построенную Андреем Александровым для Сергея Невакшонова, известного в свое время под ником «Мистер Кука». Одессит трижды выходил на старт на данной машине (это был «Кубок Столицы» 2008 года), после чего в профессиональном ралли она больше не появлялась. Несколько лет назад машина появлялась в продаже, однако что с ней сейчас – неизвестно.
Фото © Лариса Мищанчук, Владислав Бойко, Дмитрий Чабан, Алексей Горбенко, Андрей Патраков, Владимир Некрасов, Александр Василюк