Для того, чтобы лучше понять картину, о которой пойдет речь, представьте себе чемпионат Украины по ралли середины 90-х годов прошлого века. Долгое время география турнира ограничивалась тремя городами – Одесса, Киев, Херсон (причем последний принимал у себя от двух до трех этапов в год). Подавляющее большинство пелотона составляла техника советского производства (ВАЗ и ГАЗ) плюс две отечественные «Таврии» под управлением Анатолия Лакушева и Михаила Аверина. На этом фоне единичные полноприводные Mitsubishi, Ford, Lancia выглядели (да и были на самом деле) пришельцами из другого мира, ради которых на гонки приезжало большинство зрителей.
Понимая, что ралли в стране нужно развивать любой ценой, энтузиасты процесса – Дмитрий Франчук, Олег Петрищев, Виктор Шаповалов – повсюду искали нестандартные ходы и решения. Одним из таких ходов стал допуск к участию в классическом ралли внедорожных автомобилей – а именно, УАЗ-469. Естественно, в силу своих технических характеристик машины эти попадали в зачет полноприводного класса А12, где в борьбе с Mitsubishi Galant и Ford Escort им изначально мало что светило. Однако, так или иначе, свою задачу этот тактический ход выполнил: «поголовье» полного привода на некоторое время увеличилось.
Первый УАЗ вывели на трассу ралли «Куяльник» в 1995 году Александр Костенко и Василий Жеребцов – и надо же такому случиться, что в первой же гонке экипаж заехал на подиум! Да, с пятиминутным отставанием от лидера; да, проиграв выступавшему в том же классе Андрею Александрову на ВАЗ-2108. Но факт остается фактом: первая же раллийная гонка принесла автомобилю УАЗ бронзовые награды!
Отметим, к слову, что именно Александр Костенко является пилотом, в активе которого значится больше всего стартов на автомобиле УАЗ. За период 1995-1997 годов он принял участие в шести этапах чемпионата Украины по ралли, умудрившись еще один раз – на «Чумацком Шляхе»-96 – побывать на подиуме. Фактически, эти два третьих места и являются исчерпывающим перечнем призовых финишей автомобилей УАЗ за всю историю их выступлений в ЧУ.
Возможно, именно результаты Костенко стали неким катализатором того, что в кратчайшие сроки количество «уазиков» увеличилось… вчетверо! Именно столько автомобилей УАЗ стартовало на «Куяльнике» в 1996 году. И если Александр Казаков и Леонид Акименко кроме этой гонки больше в классическом ралли не стартовали, то, например, пересевший в руль Василий Жеребцов после «Куяльника» провел на УАЗе еще четыре гонки в 1996 и 1997 годах – ни разу, правда, не поднявшись выше 4 места в классе.
Но, безусловно, наибольшую известность из всех «уазоводов» получил семейный экипаж сестер Франчук, Натальи и Янины. Спортивные результаты экипажа, правда, были далеки от идеальных – четырежды стартовав на УАЗе в сезоне 1996 года, киевлянки дважды финишировали вплотную к подиуму и дважды заканчивали гонку досрочно. Возможно, именно поэтому, начиная с 1997 года Наталья и Яна пересели на более понятную и куда больше подходящую для ралли «восьмерку». Однако женский тандем на бело-красном УАЗе запомнился всем без исключения поклонникам ралли того времени.
Примечательно, что последним из тех, кто вывел на трассу ралли УАЗ, также была женщина – одесситка Любовь Стаммо. Произошло это, естественно, на ее «домашней» гонке, ралли «Куяльник» 1997 года. До финиша экипаж Любови и Вячеслава Стаммо не добрался – и, по стечению обстоятельств, именно этот сход стал финальной строкой в недолгой истории УАЗов в украинском ралли. В заключение скажем, что всего за три сезона, с 1995 по 1997 год на автомобилях этой марки стартовало шесть первых пилотов.
Фото © Архив Василия Ростоцкого и Ралли в Украине