Шестое поколение седана Mitsubishi Galant увидело свет в 1987 году – и сразу же получило награду «Автомобиль года» в Японии. Практически одновременно с «гражданскими» версиями появилась и «заряженная» полноприводная модификация VR-4, которую моментально взяли на вооружение участники раллийных соревнований в Японии, Юго-Восточной Азии и – благодаря европейскому подразделению RalliArt – в Германии.
Одной из немецких фирм, занимавшейся постройкой автомобилей для ралли, была компания AM Holzer, с которой по воле судьбы сложились хорошие отношения у одного из украинских раллистов, первого чемпиона Украины по ралли Владимира Чопенко. Немудрено, что именно Чопенко и стал первым украинским спортсменом, стартовавшим на автомобиле Mitsubishi Galant VR-4 – было это на австрийском ралли «Семперит» 1993 года. Все спортсмены, с которыми мы общались, утверждают, что ранее данная машина принадлежала известной немецкой спортсменке Изольде Хольдерид – однако документальных подтверждений этому факту мы пока не нашли.
Старт в Австрии остался для Чопенко единственным на «галанте»: уже в 1994 году он пересел на Lancia Delta Evo II, а Mitsubishi перешел во владение другого украинского раллиста, Василия Ростоцкого. Первые два боевых старта экипажа Ростоцкий/Рыбак в Польше были неудачными: на «Райд Краковски» срезало привод, а «Райд Карконоски» закончился аварией. Тем не менее, «галант» понравился пилоту настолько, что вскоре им был приобретен у Збигнева Стеца еще один аналогичный автомобиль.
Имея в своем распоряжении два практически идентичных Mitsubishi Galant VR-4, Василий Ростоцкий принялся покорять трассы только-только созданного чемпионата Украины по ралли. В сезоне-94 Василий Лукьянович участия не принимал – а чемпионат 1995 года проехал полностью; и выиграл его благодаря победе в Одессе и второму месту в Киеве. Третий, херсонский этап того чемпионата, был не столь успешен (Ростоцкий попал в песчаную ловушку, из которой выбирался более получаса) – однако для завоевания первого в карьере титула львовянину хватило и показанных ранее результатов.
Следующий сезон, также полностью проведенный Ростоцким на «галантах», повторением успеха не стал. Чемпионат начался со сходов в Херсоне и Одессе; и только третью гонку, ралли «Чумацкий Шлях», львовянин выиграл. Для удержания титула этого было слишком мало – главный соперник Ростоцкого, Александр Салюк-старший на Ford Escort RS Cosworth, одержал три победы (ралли «Колесо», «Киев» и «Скиф») и выиграл чемпионат с 15-очковым преимуществом. Забавно, что из-за сходов фаворитов в том сезоне по очкам до последнего лидировал запорожский спортсмен Михаил Аверин на «Таврии» – но это уже совсем другая история.
В 1997 году Ростоцкий проезжает на Mitsubishi Galant VR-4 еще две гонки («Скиф», 1-е место и «Куяльник», 2-е место), после чего пересаживается на куда более современный Lancer Evo IV. «Галанты» же на многие годы остаются в стороне от раллийных соревнований, появляясь время от времени то в кольцевых, то в кроссовых гонках. И только в 2004 году старший сын Василия Ростоцкого, Юрий, вновь выводит один из «галантов» на раллийные спецучастки.
Понятно, что, имея в соперниках намного более современные Evo VI и VII, а также Subaru Impreza, рассчитывать на победы и подиумы Ростоцкий-младший не мог; финиш на 4-м месте в ралли «Галиция» стал для него лучшим результатом на данной машине. Однако под конец сезона-2004, на ралли «Карпаты», происходит уникальное событие – оба «галанта» впервые стартуют в одной гонке! Правда, с одной оговоркой: если Юрий Ростоцкий едет в зачете, то другой львовский спортсмен, Ростислав Базилевич, проезжает трассу в качестве «сэфити-кара».
Проходит еще полтора года – и на ралли «Стара Фортеця»-2006 в заявочном списке вновь появляется Mitsubishi Galant VR-4 под управлением экипажа Александра Борейко и Ивана Бойченко. 9-е место в полноприводном классе не останавливает друзей, и вскоре они оба выходят на старт – каждый за рулем собственного «галанта»! Правда, результаты показывают кардинально разные. Бойченко после пары сходов умудряется сначала приехать на подиум одного из этапов Кубка Лиманов в Мариновке, а затем и вовсе выиграть «AMV-ралли» в Первомайске! Борейко же в трех гонках так ни разу и не смог увидеть финиш…
Фактически, после этого история обеих машин понемногу подошла к закату. Иван Бойченко еще несколько раз стартовал на Mitsubishi Galant в гонках Кубка Лиманов, а в 2008 году даже проехал автомобилем безопасности международное ралли «Ялта». Затем автомобиль эпизодически брали в аренду Дмитрий Тананевич, Владимир Волошин и Юрий Касим; однако после 2010 года ни он, ни его «родной брат» в гонках не участвовали. Иван Бойченко время от времени напоминает раллийному сообществу о том, что обе машины по-прежнему находятся в продаже – однако пока что фанатов, желавших бы дать этим легендарным машинам вторую жизнь, не видно…
Фото © Ян Марек, Владимир Рыбалко, Владимир Васинчук, Лариса Мищанчук