В свое время Запорожский автозавод, как и любое уважающее себя автомобильное предприятие, имел собственное спортивное подразделение. В середине 90-х годов прошлого века заводские пилоты Михаил Аверин и Анатолий Лакушев на подготовленных силами этого подразделения «Тавриях» активно выезжали на европейские этапы чемпионата Европы, причем время от времени возвращались оттуда с кубками за призовые места в зачетном классе А5. Да и на домашних трассах «тавры» выглядели вполне достойно – к примеру, в 1998 году экипаж Анатолия Лакушева и Олега Зорькина стал чемпионом Украины в классе А7.
В то же время, на фоне переднеприводных ВАЗовских «восьмерок» отечественные «Таврии» всегда выглядели скромно и на позиции массового ралли-кара так и не вышли. Для понимания скажем, что если только раллийных автомобилей на базе ВАЗ-2108 в Украине числится намного больше сотни, то каркашенных «Таврий», стартовавших во всех дисциплинах автоспорта вместе взятых, едва наберется два десятка. Это, безусловно, весьма интересная часть нашей истории – но она требует отдельного разговора.
Сейчас же мы остановимся на важном моменте в жизни завода, когда в 1998 году он официально стал совместным предприятием «АвтоЗАЗ-Daewoo» и занялся, помимо производства собственных машин, крупноузловой сборкой автомобилей Daewoo Nubira, Leganza и Lanos. Энтузиастам, работавшим в спортивном бюро завода, каким-то чудом удалось убедить руководство в том, что на базе данных моделей должны быть созданы собственные раллийные автомобили. Увы, в силу разных причин машины эти стали раритетами, едва выйдя за ворота производственных боксов – ведь всего их было построено… четыре.
Daewoo Nubira
Гос. номер 130-51 НР
Первой в украинском чемпионате дебютировала модель Nubira – причем, дебютировала достаточно громко и успешно. В семи этапах чемпионата 2000 года экипаж Михаила Аверина и Романа Щипкова лишь раз не увидел финиш, а в остальных гонках одержал три победы плюс занял одно второе место. Такие результаты обязаны были принести свои плоды – и сезон запорожцы закончили в статусе чемпионов Украины в классе А9.
Вместе с тем, постройка ралликара на базе более компактной и легкой модели Lanos казалась делом более перспективным – поэтому судьба «нубиры» стала хоть и яркой, но недолгой. После «золотого» сезона 2000 года она лишь дважды вышла на старт этапов ЧУ-2001 (причем, без единого схода с трассы) – а затем канула в небытие. Слова эти – не фигура речи: к сожалению, в наши дни никто, включая бывшего заводского пилота Олега Зорькина, уже не может точно сказать, кому был продан автомобиль и как им распорядился новый владелец…
Полная история машины на сайте EWRC
Daewoo Lanos хэтчбек
Гос. номер 134-35 НР/ АР 5040 АС
Сменивший «нубиру» Lanos под управлением все тех же Аверина и Щипкова довел до конца чемпионат 2001 года, показывая при этом диаметрально противоположные результаты – сходы в Одессе и Херсоне разбавила победа в классе на ралли «Днепр». Вероятно, руководству завода (которое и так не пылало любовью к автоспорту) это показалось неубедительным, и после трех стартов «ланос» был, выражаясь морским языком, «поставлен на прикол».
Второе рождение машина получила спустя несколько лет, когда бывший штурман Лакушева, Олег Зорькин, принял эстафету у своего пилота и пересел из правого кресла в левое. Поскольку и Лакушев, и Аверин выступления в ралли прекратили, Зорькин остался фактически единственным представителем Запорожья в ралли – вполне естественно, что, проведя сезон 2004 года на заслуженной «Таврии», он сумел получить в свое распоряжение более современный Lanos.
Скажем прямо: из автомобилей, о которых мы рассказываем, хэтчбек повидал больше всех. На его счету 14 стартов в чемпионатах 2005, 2006 и 2007 годов – все под управлением Зорькина и его штурмана Александра Байгузина. Лучший результат – два вторых места в классе А7 (ралли «Галиция» и «Стара Фортеця» 2005 года).
Казалось бы – интересный и вполне удачный по концепции автомобиль… Увы, и его постигла судьба «нубиры»: продажа неизвестному владельцу в «частный сектор» и полное отсутствие какой-либо информации о сегодняшнем состоянии машины.
Полная история машины на сайте EWRC
Daewoo Lanos седан
Гос. номер 152-20 НР
Вслед за хэтчбеком запорожцами были построены и два каркашенных автомобиля с кузовом «седан». Один из них, по большому счету, изначально готовился исключительно как выставочный экземпляр – поэтому так ни разу в профессиональном ралли не стартовал. В 2008 году эту машина попала в распоряжение киевского автосалона «Блиц-Авто», который некоторое время был титульным спонсором серии соревнований по любительскому ралли. Вот в рамках этой серии машина и выходила на старт под управлением одного из менеджеров автосалона, Михаила Уманца. Где и в каком состоянии автомобиль находится сейчас – мы, увы, сказать определенно тоже не можем.
Daewoo Lanos седан
Гос. номер 152-11 НР / АЕ 2006 КТ
Второму седану повезло больше – он как минимум дважды успел глотнуть пыль боевых допов. Под управлением все того же Зорькина машина финишировала на подиуме класса А3 в Херсоне-2007, а затем стала пятой на ралли «Трембита». Собственно, здесь могла бы последовать все та же фраза про «неизвестное местонахождение и состояние», но… Но у этой истории есть хэппи-энд.
Простояв без дела более десяти лет, в конце прошлого года данная машина нашла нового владельца! Им стал начинающий днепровский спортсмен Валерий Терещенко, на счету которого пока лишь шесть стартов в ралли и мини-ралли – причем, за рулем «Таврии». Как рассказал нам Валерий, «тавр» по окончании сезона был продан в автокросс – ну, а «ланос» готовится обрести вторую жизнь. По всей вероятности, начать сезон в Херсоне Терещенко не успеет – а вот на старте второго этапа чемпионата, ралли «Фортеця», болельщики вполне могут увидеть единственный из оставшихся в строю ралли-каров марки Daewoo…
Фото © Валерий Терещенко, Лариса Мищанчук, Геннадий Мазепа, Василий Тишкевич