14:11 14 Лютого 2019

Раллийная техника: кит-кары Lada 21124 Super 1600

В 2018 году исполнилось 15 лет с тех пор, как первый тольяттинский кит-кар вышел на старт украинского раллийного соревнования. Чем не повод вспомнить судьбу всех этих машин, побывавших в нашей стране?

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Без преувеличения можно сказать, что на протяжении всей своей «карьеры» кит-кары пребывали на первых ролях в любом украинском раллийном турнире. Вот вам одна, но впечатляющая цифра: за период с 2003 по 2018 год на автомобилях Lada 21124 Super 1600 было выиграно 14 чемпионских титулов, из которых 8 – в классическом ралли и 6 – в мини-ралли. Не правда ли, комментарии излишни?

В процессе подготовки данного материала мы общались со многими бывшими владельцами этих машин – и все, как один, сходились во мнении: это был настоящий спортивный автомобиль. Мощный, крепкий, своеобразный, капризный – но честный и бескомпромиссный ралли-кар. Да, к нему нужно было привыкнуть. Да, высокооборотистый мотор требовал особых подходов и навыков пилотирования. Да, запчасти порой нужно было заказывать и ждать по несколько месяцев. Да, да, да…

Но при всем при этом, данная машина позволяла – да и сейчас позволяет – не только ехать во главе всего монопривода, но и время от времени оставлять за спиной часть полнокопытных. Безусловно, это всегда зависело от «прокладки между рулем и сиденьем». Но, по нашем мнению (и вы сможете убедиться в этом, прочитав дальнейший текст), в руках талантливого спортсмена кит-кар представлял собой абсолютное оружие победы.

Lada 21124 Super 1600

Цвет кузова: красный/желтый/белый. Спортивный техпаспорт 163-07

Цвет кузова: красный/белый. Спортивный техпаспорт 164-07

Первые две машины этой модели были завезены в Украину, как уже было сказано, в 2003 году командой MacCoffee Rally Team. Технический регламент ЧУ не был готов к такому повороту событий, поэтому Александр Салюк-младший и Валерий Горбань, заявившись в два разных зачета, без малейших проблем стали чемпионами страны в классах А8 и А9 соответственно. Впоследствии дырку в регламенте залатали, после чего кит-кары допускались только в самый старший моноприводный класс – сначала он назывался А7, затем А3, а сейчас носит название 2WD Open.

Обе машины прожили у «кофейников» еще два года, принеся своим владельцам еще по одному чемпионству – Салюку в 2004, Горбаню в 2005. Затем одна из «двенашек» сменила прописку, попав в руки Вадима Трутнева – и ужгородский пилот моментально выиграл на ней чемпионат Украины! Увы, от добра добра не ищут – через год Вадим пересел на экзотический кит-кар Lada 110, а «двенашку» продал одесситу Игорю Сторчаку в команду Tsunami RT.

Тандем Сторчака и Ирина Коломейцевой подхватил эстафету, выиграв на кит-каре чемпионат Украины 2007 года. Ирония судьбы заключается, кстати, в том, что основным соперником одесситов до последнего этапа был все тот же Трутнев – однако его подвели постоянные поломки техники. Что же касается Tsunami, то одесситам так понравился кит-кар, что они выкупили у MacCoffee и вторую машину, которая досталась в пользование Руслану Кучеру. Внутрикомандная конкуренция и борьба двух асов на одинаковых машинах стала настоящим украшением сезона-2008 – и на этот раз надежность машины подвела Сторчака, а чемпионом стал Кучер.

Вскоре после этого пути двух кит-каров разошлись окончательно. Автомобиль Игоря перешел в собственность Дмитрия Борзенко, затем оказался у Алексея Давиденко, а в минувшем году помог победить в Кубке Лиманов Вадиму Заложу. Кстати, это единственный из кит-каров, который на сегодняшний день находится в продаже по цене 12 500 у.е.

Полная история автомобиля на сайте EWRC

Вторая «двенашка» из Tsunami RT ушла к одесситу Юрию Касиму, у которого провела целых пять лет. Некоторое время назад ее выкупил днепрянин Олег Торопов – и после полного ребилда машина уехала из Украины в Чехию.

Полная история автомобиля на сайте EWRC

Lada 21124 Super 1600

Цвет кузова: красный/белый. Спортивный техпаспорт 271-08

Возвращаясь к MacCoffee Rally Team, необходимо сказать, что в команде было все же не две, а три таких машины. Третья была куплена несколько позже первых двух; некоторое время ее использовал в качестве запасной Валерий Горбань, а затем она провела несколько гонок под управлением Алексея Кикирешко. В 2008 году автомобиль приобрел одессит Юрий Кочмар, год спустя также ставший на нем чемпионом Украины.

Следующим владельцем этого кит-кара стал Дмитрий Тананевич, выступавший на нем в течение пяти сезонов. Отметим, что и Дима однажды находился в шаге от чемпионства – однако в финальной гонке 2012 года автомобиль подвел его, и титул ушел Дмитрию Радзивилу. Машина же через некоторое время была продана Александру Ягольницкому, у которого находится и по сей день.

Полная история автомобиля на сайте EWRC

Lada 21124 Super 1600

Цвет кузова: белый/синий. Спортивный техпаспорт 189-07

Цвет кузова: белый/синий. Спортивный техпаспорт 190-07

Следующие две героини нашего обзора появились в Украине также благодаря одному человеку – кроссовику и раллисту Юрию Ярило. На одной из них (190-07) сам Юрий выиграл Кубок Лиманов в 2004 году, после чего машина перешла в собственность Алексея Яновского. Одессит приумножил список достижений (и своих, и автомобиля), став победителем «лиманов» дважды – в 2006 и 2010 годах.

Следующим владельцем автомобиля стал земляк Яновского, Станислав Прусс, по инициативе которого в машину, единственную из всех, были внесены радикальные конструктивные изменения – вместо 1600-кубового двигателя был установлен 1800-кубовый. После того, как на обновленном автомобиле пару лет стартовали Станислав Прусс и Михаил Горшков, он перешел в распоряжении киевской команды Vortex, где пребывает и поныне.

Полная история автомобиля на сайте EWRC

История второй машины Ярило, пожалуй, еще более своеобразна. В 2004 году она была подготовлена для кольцевых гонок, в которых на ней выступал не кто иной, как Андрей Круглик! При этом дважды машину в ее «кольцевой» комплектации выводили и на старт ралли: Юрий Протасов («Столица»-2005) и сам Круглик («Ялта»-2005).

После Круглика владельцем машины некоторое время был кольцевик Олег Джулай – а от него «двенашка» перешла к еще одному быстрому одесситу, Дмитрию Роткевичу. В чемпионате Украины Диме то и дело не везло, а вот Кубок Лиманов в 2009 году он успешно выиграл.

Финалом «сотрудничества» Роткевича и его кит-кара стала эпическая авария с множественными переворотами в Мариупольском броде, после чего машина в состоянии «как есть» была продана уже упоминавшимся Станиславу Пруссу и Михаилу Горшкову. Восстановленный автомобиль верой и правдой отслужил новым хозяевам три года, и, принеся победу в «лиманах», перешел в распоряжение херсонского спортсмена Романа Жельнио.

Полная история автомобиля на сайте EWRC

Итог: На удивление крепкие автомобили тольяттинского производства на сегодняшний день являются долгожителями украинского ралли: из пяти машин, завезенных в 2003-2004 годах, четыре по сей день выходят на старт. Больше того, они по-прежнему могут не только соперничать с себе подобными, но и побеждать в своих зачетных группах! Другой вопрос, что говорит это, скорее, об отсутствии обновлений в отечественном моноприводе – но тут уж ничего не поделать…

Фото © Владимир Некрасов, Евгений Канаш, Лариса Мищанчук, Сергей Холодило, Алексей Горбенко

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні