С десяток лет назад автомобили данной модификации, без преувеличения, задавали тон в украинском автоспорте, причем не только в ралли, но и в кольце. Вспомним навскидку: Андрей Круглик, Игорь Скуз, Николай Чмых, Станислав Беседин, Владимир Кондратенко, Ксения Никс – все эти пилоты много лет успешно выступали именно в кольце и именно на «фиестах».
Раллийные успехи моноприводных Ford Fiesta также внушительны: за период с 2010 по 2013 годы все (!) чемпионаты Украины в двухлитровом зачете были выиграны именно на них. Однако годы идут, техника, хоть и медленно, но меняется – и сейчас «фиесты» уже не так часто выходят на раллийные трассы, как это было совсем недавно. Посмотрим, какова же судьба тех из них, которые находились (и находятся) на украинской регистрации.
Ford Fiesta ST
Цвет кузова: белый. Спортивный техпаспорт 194-07
Если строго придерживаться хронологии, то первым автомобилем Ford Fiesta ST, стартовавшим в украинском ралли, был белый хэтчбек под управлением Игоря Лукомского. Местом дебюта стал Каменец-Подольский, ралли «Стара Фортеця» 2008 года. С того момента и по 2013 год машина, находясь в одних и тех же руках, выходила на старт ровно 40 раз и одержала при этом 5 побед в своих зачетных группах. До чемпионского титула она своего владельца так ни разу и не довезла – но на финиш в целости и сохранности прибывала исправно.
Последние пять лет автомобиль находился в продаже, не выезжая на гонки – и лишь совсем недавно у него появился новый владелец. Теперь машина будет стартовать в чемпионате Украины под управлением другого одессита, Алексея Сайфудинова. Возвращение состоится уже очень скоро – и вновь-таки, запланировано оно на каменец-подольское ралли «Фортеця».
Полная история машины на сайте EWRC
Ford Fiesta ST
Цвет кузова: белый. Спортивный техпаспорт 155-07
Данный автомобиль мы называем вторым по счету исключительно потому, что он, хоть и появился в Украине одновременно с первым, имел более высокий стартовый номер – и только по этой причине ушел на дистанцию чуть позже первого. Первым владельцем этой Fiesta ST был не нуждающийся в дополнительных представлениях Сергей Фаюк. Именно он первым из «фиестоводов» стал чемпионом Украины в своем зачете – произошло это на третий год выступлений на данной машине, в 2010-м.
Спустя год Фаюк добавил к упомянутому титулу еще и звание обладателя Кубка Лиманов в классе Р7, а затем, еще через год, продал автомобиль своему земляку, одесситу Дмитрию Тананевичу. Дима, перепробовавший за свою карьеру добрый десяток ралли-каров, выступал на «фиесте» в течение года, а затем на несколько гонок сдавал ее в аренду молодому Алексею Долоту.
В 2015 году машина вновь сменила владельца, не сменив при этом прописку – новым хозяином стал еще один одесский спортсмен, Андрей Зизак. Почти два сезона автомобиль служил новому хозяину – пока не попал в достаточно серьезную аварию на этапе чемпионата Украины в Херсоне. С тех пор автомобиль на раллийных трассах не появлялся; будем надеяться, что эта пауза рано или поздно прервется.
Полная история машины на сайте EWRC
Ford Fiesta
Цвет кузова: желтый. Спортивный техпаспорт 242-07
Двумя годами позже Фаюка и Лукомского на раллийных допах Украины появился и еще один пилот на Ford Fiesta того же поколения – киевлянин Владимир Кондратенко. Правда, в этом случае нужно отметить, что его автомобиль изначально был кольцевым, и, в отличие от остальных собратьев, оснащался не 2,0-литровым, а 1600-кубовым двигателем. Кондратенко проехал на этой машине в ралли относительно немного – всего 10 гонок за два года, после чего машина исчезла из вида.
Полная история машины на сайте EWRC
Ford Fiesta ST
Цвет кузова: белый. Спортивный техпаспорт 653-11
Еще одна машина данной модификации обладает завидной судьбой: при том, что она находится в Украине уже без малого десять лет, у нее никогда не менялся (и до сих пор не поменялся) владелец. Многие уже догадались: речь идет об автомобиле Дмитрия Радзивила, на котором он стабильно выступал в 2011 и 2012 годах (а затем, пересев на полный привод, возвращался к «фиесте» лишь эпизодически). В активе этой машины и ее пилота – титул чемпиона Украины 2012 года, завоеванный в драматичнейшем сражении с упоминавшимся выше Дмитрием Тананевичем.
Насколько нам известно, Радзивил так трепетно относится к своему автомобилю, что, несмотря на прекращение активных выступлений в ралли, даже слышать не хочет о том, чтобы продать его. Таким образом, дальнейшая судьба машины (на данный момент) – лишь роль экспоната в частном гараже.
Полная история машины на сайте EWRC
Ford Fiesta ST
Цвет кузова: белый. Спортивный техпаспорт 558-11
Пятый и последний из автомобилей модели Fiesta ST также появился в Украине в 2011 году; его первым хозяином был талантливый пилот Ефим Важеевский. Киевлянин сходу, в первом же сезоне, выиграл чемпионат Украины, после чего пересел на полный привод – а «фиеста» осталась в команде 77 Rally Team, перейдя в руки другого, еще более известного спортсмена, Ярослава Кадученко.
Ярослав, в свою очередь, удвоил количество чемпионских титулов, выигранных на данном автомобиле – произошло это в 2013 году. К сожалению, из-за резко осложнившейся ситуации в украинском ралли (да и в государстве в целом) команда 77 Rally Team фактически распалась, а машина перешла во владение Павла Гонтового.
Гонтовой, известный, как главный строитель и «укротитель» раллийных автомобилей марки Skoda, выступал на «форде» недолго – всего один сезон. После этого машина была продана Игорю Лохману и еще через два сезона закончила свой раллийный путь в результате крайне неприятной аварии на ралли «Львовский Стандарт». В настоящее время автомобиль в разобранном состоянии по-прежнему находится в распоряжении команды Vortex; фактически, надежды увидеть его снова на раллийных трассах почти не осталось.
Полная история машины на сайте EWRC
Ford Fiesta R2
Цвет кузова: синий. Спортивный техпаспорт ТП.22.0831.12
Заканчивая разговор о моноприводных модификациях Ford Fiesta, нельзя не упомянуть и единственный украинский автомобиль класса R2, принадлежащий харьковчанину Станиславу Беседину. Он также имеет на своем счету два титула: победу в ЧУ по ралли 2013 года и в Кубке Лиманов 2014 года. Машина, также не менявшая владельца, находится в Харькове; Станислав изредка стартует на ней в домашних гонках и, насколько нам известно, никаких разговоров о ее продаже в настоящее время не ведет.
Полная история машины на сайте EWRC
Конечно же, в нашей стране есть и еще несколько каркашенных автомобилей Ford Fiesta ST – в частности, в Одессе, Киеве и Львове. Однако они, если и выходили на раллийные трассы, то только в роли автомобилей безопасности, а потому детально нами не рассматриваются. Если же и говорить о возможном продолжении данной статьи, то только в контексте полноприводных модификаций Ford Fiesta – S2000, R5 и WRC. Это, безусловно, тоже очень интересная тема – но к ней мы вернемся несколько позже.
Фото © Владимир Некрасов, Сергей Холодило, Александр Василюк