Сразу три автомобиля Renault Clio, стартовавшие в недавнем ралли «Трембита», навели нас на мысль покопаться в раллийной истории этой французской марки.
Конечно же, любой поклонник автомобильного спорта сразу же скажет, что достижения Renault в ралли не идут ни в какое сравнение с ее же успехами в кольцевых гонках (и особенно в Формуле-1). По сути, единственным крупным достижением французского бренда в ралли стала победа в чемпионате мира среди производителей в далеком уже 1973 году. Да и то, фактическим оружием победы стал автомобиль маленькой частной фирмы Alpine 110, оснащенный двигателем Renault – так что полностью приписывать этот триумф автопроизводителю было бы неправильно.
То ли дело – Формула-1; здесь французы добивались успеха многократно, причем как в роли заводской команды, так и в качестве поставщика двигателей для ведущих конюшен серии. В частности, такое сотрудничество Renault и Williams F1 Team нашло свое отображение и в ралли… впрочем, об этом чуть позже.
Говоря же об украинском ралли, следует отметить, что автомобилей этой французской марки на наших трассах бывало немало – однако большинством из них управляли зарубежные экипажи: литовцы, болгары, французы, бельгийцы и даже шведы. А вот отечественные пилоты относятся к данной марке без особого энтузиазма – за всю историю чемпионатов Украины в них стартовало лишь семь автомобилей Renault…
Наиболее часто появляется в поле зрения в последнее время Renault Clio первого поколения под управлением Максима Шикова. Этот автомобиль был построен на базе обычной гражданской «клюшки» в 2015 году, что фактически делает его самым молодым из присутствующих в данном обзоре. Машина исправно служила владельцу в соревнованиях по слалому, где Максим стал двукратным чемпионом страны, а ныне осваивается в классическом ралли. И осваивается неплохо – несколько подиумов на ее счету уже есть.
Второй автомобиль аналогичного поколения принадлежит харьковскому пилоту Андрею Боровому. Эта машина также перестроена из гражданского Clio, ранее служившего тренировочным автомобилем ужгородского спортсмена Вадима Трутнева. Что интересно, спортивные показатели этой машины не оставляют места для компромиссов: в сезоне 2018 года она либо не доезжала до финиша, либо приносила своему пилоту призовое место в классе!
Куда как богаче история других Clio первого поколения, имеющих в своем имени манящую приставку Williams. Данная машина была выпущена заводом Renault в количестве 3800 штук (на 1300 машин больше, чем требовалось для омологации); из них две до сих пор пребывают среди участников украинских раллийных соревнований.
Первый из двух Renault Clio Williams появился в Украине – страшно подумать! – двадцать лет тому назад, в 1998 году, когда на нем стал выступать Владимир Петренко. Скажем сразу: все гонки на Clio, в которых ему удавалось добраться до финиша, Владимир Олегович выиграл. Вот только гонок этих за три года набралось аж 5 из 17-ти…
Вполне понятно, что при первой же возможности Петренко пересел на полноприводный Mitsubishi, а капризный Renault продолжил свои скитания по просторам украинского ралли. Некоторое время на нем выступал ныне покойный Олег Гуров; сейчас же машина находится у кировоградского пилота Александра Бойчука, который эпизодически стартует на ней в Кубке Лиманов.
Второй Renault Clio Williams имел характер еще покруче. В Украину его завез уже упоминавшийся в данной статье Вадим Трутнев, который, без преувеличения, промучился с машиной два полных сезона, 2004 и 2005 годов. И что же? Те же самые пять результативных финишей, два из которых – на первой позиции своего зачетного класса. В конечном итоге терпение амбициозного ужгородца лопнуло, и он пересел на ВАЗовский кит-кар.
Многострадальный же Williams переехал из Ужгорода в Харьков, к Дмитрию Овчинникову – но, сменив прописку, капризный характер не утратил. После долгих попыток дотащить машину до финиша Овчинников умудрился-таки занять призовое место в ралли «Ялта» 2009 года, после чего данный автомобиль надолго выпал из раллийной обоймы. Лишь пару месяцев назад машина снова появилась в центре внимания, когда переехала в Киев к Максиму Шикову. Последним на сегодняшний день ее стартом является ралли «Трембита» 2018 года, где данный Renault Clio Williams под управлением Максима Евдокимова выполнял функции сэйфити-кара.
Еще два Renault Clio, находящихся в Украине, относятся к более поздним поколениям этой модели. Один – белый Clio второго поколения, принадлежащий харьковчанину Дмитрию Николаенко. Данная машина выступает в ралли с 2012 года и отличается куда большей надежностью, нежели ее старшие собратья. 16 финишей при 26 стартах – не так уж плохо; особенно учитывая, что некоторые из этих финишей также заканчивались победами в классе.
Последняя по списку, но не по энерговооруженности, Clio представляет собой грозное оружие, имея которое можно регулярно наводить шороху среди всего монопривода. Речь о машине третьего поколения, построенной по заказу Александра Смирнова в 2011 году по требованиям группы R3. Первый владелец так ни разу на данной машине не стартовал – в том же году она перешла к Олегу Доронину, у которого остается и поныне. Отметим, что это единственная из Clio, выставленная в данный момент на продажу.
Заканчивая разговор об автомобилях марки Renault, нельзя не упомянуть еще один, уникальный для нашей страны, ралли-кар – Renault Logan. При всей своей относительной дешевизне машина почему-то не снискала популярности у украинских спортсменов – и в нашей истории фигурирует лишь один «логан». Под управлением черновицкого гонщика Константина Жука эта машина прошла всего три гонки, после чего, как утверждают слухи, каркас был демонтирован, и автомобиль прекратил свое существование, как боевая единица…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Некрасов, Алексей Горбенко, Сергей Холодило